ЕДИ август 2023
О безопасности дорожного движения на территории Минской области
17.08.2023Обеспечение безопасности дорожного движения – одна из главных задач, стоящих перед государственными органами. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, повреждением материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике государства. По оценкам специалистов, потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.
За 7 месяцев 2023 года на территории Минской области произошло 329 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), в которых 79 человек погибло и 363 получило ранения. Произошло более 7 тысяч автоаварий, в результате которых люди не пострадали, однако причинен материальный ущерб.
В сравнении со средними значениями показателей аварийности за аналогичный период 2018-2022 гг. количество ДТП снизилось на 47 единиц, погибших возросло на 6 человек, раненых снизилось на 40 человек, ДТП по вине нетрезвых водителей – на 18 единиц.
Основное количество ДТП приходится на наезды на пешеходов (25%), лобовые столкновения и наезды на препятствия (по 14%), опрокидывания (12%),причинами которых в основном являются несоблюдение водителями безопасной скорости движения транспортных средств (16%), нарушение правил маневрирования и проезда пешеходных переходов (по 12%).
Наибольшее количество погибших в ДТП граждан зарегистрировано в результате лобовых столкновений и наездов на пешеходов (41% и 28% от общего количества погибших соответственно),совершенных из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами, а также нарушений правил маневрирования и обгона транспортных средств.
Наибольшее количество ДТП совершается в субботу, со смертельными последствиями – в понедельник. Основную аварийную опасность представляет суточный интервал с 15 до 21 часа.
ПЕШЕХОДЫ
Самым незащищенным участником дорожного движения является пешеход. Водителя, в случае ДТП, может защитить металлический корпус транспортного средства, пешеход такой защитой не обладает. Об этом надо постоянно помнить и при выходе на проезжую часть осознавать ту опасность, которой пеший участник движения подвергает себя. Так пешеходы порой забывают, что даже на пешеходном переходе они обязаны переходить проезжую часть, убедившись, что этот выход для них безопасен.
С участием пешеходов в текущем году зарегистрировано 83 ДТП, в которых 22 человека погибло и 66 - получило травмы и увечья.По вине самих пешеходов произошло 27 ДТП, в которых 14 человек погибло и 14 получило травмы. Практически все аварии с погибшими пешеходами случились в темное время суток, многие из пешеходов не были обозначены световозвращающими элементами.
Справочно: 2 августа около 20:10 на ул. Партизанская в г. Копыль, водитель 1982 г.р., двигаясь на автомобиле «Опель Астра» в направлении ул.М.Богдановича, совершил наезд на пешехода, местную жительницу, 1940 г.р., которая пересекала проезжую часть дороги слева направо по ходу движения транспортного средства вне пешеходного перехода, находящегося в зоне видимости. В результате ДТП пенсионерка от полученных телесных повреждений скончалась.
04 мая 2023 года около 21:45 часов на 391 км автодороги «Граница РФ-Кричев-Бобруйск-Ивацевичи», вблизи д. Филиповичи Копыльского района, 32-летний водитель, управляя автомобиля «DAF FTX» с полуприцепом «SCHMITZ CARGOBULL S01», совершил наезд на 38-летнего пешехода, сидящего на проезжей части. В результате ДТП пешеход скончался. Пешеход световозвращающими элементами обозначен не был.
Наибольший уровень пешеходного травматизма отмечается в осеннее-зимний период. Этообусловлено сокращением продолжительности светлого времени суток и нежеланием пешеходов обозначать себя световозвращающими элементами.
Ситуация усложняется еще и тем, что пешеходы, как правило, думают, что тот, кто за рулем, их уже заметил. Проводимый Госавтоинспекцией эксперимент позволил установить, что в темноте из салона автомобиля человек в темной одежде при ближнем свете фар различим лишь на расстоянии 25-30 м. При скорости 60 км/ч за одну секунду автомобиль проезжает около 17 метров, что практически не оставляет шансов водителю остановить транспортное средство избежав наезда.
Правила дорожного движения обязывают пешехода при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток обозначить себя световозвращающим элементом (элементами, п.17.1 ПДД).
Фликер (светоотражательный элемент) на одежде – реальный способ уберечься от травмы на неосвещенной дороге. ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя светоотражающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади. Фликеры белого или лимонного цветовимеет наиболее оптимальную светоотражаемость. Кстати, оранжевые зайчики, зеленые белочки, огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего - это яркие сувениры, которые так любят маленькие дети.
Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь(далее – КоАП Республики Беларусь) предусмотрена ответственность за нарушение правил дорожного движения пешеходами. Так, при движении пешехода в темное время суток по проезжей части,не обозначив себя фликером,влечет наложение штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин.Если нарушение им Правил дорожного движения повлекло создание аварийной ситуации, то размер штрафа составляет от 3 до 8 базовых величин. На сумму от 3 до 5 базовых величин штрафуется пешеход, если он находится на дороге в состоянии алкогольного опьянения. В случае если нарушение Правил дорожного движения повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, виновный подвергается штрафу от 5 до 20 базовых величин.
В крупных городах проблемой остаются наезды на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах. Несмотря на то, что при этом очевидна вина водителей, которые нарушают требования правил проезда нерегулируемых пешеходных переходов, здесь усматривается и личная беспечность пешеходов. Имея преимущество, пешеход обязан быть предельно внимательным, осторожным, не отвлекаться при переходе проезжей части и своими действиями не создавать препятствия для движения транспортных средств.
Не редко происходят ДТП из-за нарушения водителями правил проезда пешеходных переходов. В текущем году в результате 38 ДТП по указанной причине погибло 2 пешехода, 37 – получило травмы.
Справочно: 5 июля на ул.Победы в г.Червень 73-летний минчанин, пенсионер, управляя автомобилем Chevrolet, двигаясь со стороны автодороги Н-9918 Червень- Ляды -Якшицы, совершил наезд на 10-летнего пешехода, местного жителя, который переходил проезжую часть дороги по обозначенному нерегулируемому пешеходному переходу. В результате ДТП мальчик с полученными травмами госпитализирован.
Категория велосипедистов также входит в группу риска.
С участием велосипедистов за указанный период на территории Минской области произошло 30 ДТП, в которых6 человек погибло, 24 – получило травмы. Половина таких ДТП совершается по вине самих велосипедистов.
Справочно: 11 июля на автодороге Р-28 Минск-Молодечно-Нарочь, вблизи г. Молодечно, водитель 1978 г.р., управляя автомобилем МАЗ-МАН с прицепом, двигаясь в направлении г. Минска по главной дороге, совершил наезд на выехавшего со второстепенной дороги велосипедиста 1946 г.р., пенсионера, который управлял электровелосипедомAISTE-BIKE. В результате ДТП велосипедист скончался.
В темное время суток велосипедистам необходимо оборудовать свои велосипеды фарами (фонарями), излучающими спереди белый свет, сзади – красный, и помнить, что по проезжей части дороги велосипедисту можно двигаться не далее 1 метра от ее правого края. Хорошую помощь в профилактике ДТП так же послужит жилет повышенной видимости.
ПЬЯНЫЙ ЗА РУЛЕМ
Согласно ст.18.15 КоАП Республики Беларусь предусмотрена градация алкогольного опьянения водителя. Если алкогольное опьянение составляет до 0,8 промилле включительно – правонарушитель лишается водительского удостоверения сроком на 3 года, также придется заплатить и штраф 100 базовых величин, если более 0,8 промилле – лишение прав сроком на 5 лет и штраф в 200 базовых величин.
За повторное управление в состоянии алкогольного опьянения в течение года правонарушитель привлекается к уголовной ответственности, при этом предусмотрена специальная конфискация транспортного средства, которым управляли в состоянии опьянения, независимо от права собственности.
К сожалению, ни очевидная опасность употребления спиртного для водителя, ни суровые санкции наказания не могут переубедить отдельных граждан отказаться от рюмки перед поездкой и к сожалению, из года в год под колесами очередного пьяного лихача страдают невинные люди.
В текущем году по вине нетрезвых водителей совершено 31 ДТП, в которых 6 человек погибло и 34 получили ранения.
Справочно: 17 июня на автодорогеР-23 Минск-Микашевичи, территория Слуцкого района, 20-летний житель г.Солигорска, управляя автомобилем «Volvo», находясь в состоянии алкогольного опьянения (1,10 промилле), двигаясь в направлении г.Солигорска, не справился с управлением, в результате чего съехал в правый по ходу движения кювет, где опрокинулся. В результате ДТП пассажиры: 20-летняя жительница г.Солигорска и 20-летний житель г.Слуцка с полученными телесными повреждениями госпитализированы. Сам горе-водитель не пострадал.
Органы внутренних дел не приостанавливают работу по выявлению и пресечению фактов управления транспортом нетрезвыми водителями, однако ее эффективность возможно значительно повысить благодаря активной позиции общественности в своевременном информировании милиции о подобных фактах. Данная информация сможет повысить безопасность на дорогах Беларуси и сохранить жизнь и здоровье граждан.
По сообщениям граждан задержано 166нетрезвых водителей.
СКОРОСТЬ
Основным критерием культуры вождения является соблюдение ограничения в скорости, установленного Правилами дорожного движения. Каждый водитель обязан неукоснительно выполнять это требование. Сам факт превышения установленной скорости, нельзя объяснить, как некоторые иные нарушения, случайностью или минутной невнимательностью. Даже, не смотря на спидометр (одометр), водитель прекрасно чувствует, насколько быстро он движется. Превышая разрешенную скорость, он допускает сознательное нарушение. Скорость выше нормы не дает практически никакого выигрыша во времени, зато увеличивает нервное напряжение водителя. Начав движение рывком в городе с перекрестка, он, как правило, станет у следующего пересечения улиц перед красным сигналом светофора. В то же время выбравшие скорость с таким расчетом, чтобы приблизиться к нему в момент включения зеленого света, проедут без остановки. Относительно вероятности возникновения аварийной ситуации подсчитано, что на скорости 80 километров в час она почти вдвое выше, чем при предельно допустимой в городских условиях.
Эксперименты показывают, что люди проявляют слишком большую самоуверенность. В условиях дорожного движения она порождает ошибки. Для многих очень сложно оценить разницу в тяжести возможных последствий при столкновении автомобилей на различных скоростях. Когда при проведении одного эксперимента группе водителей предложили ответить на вопрос, при какой скорости они смогут остановить автомобиль так, чтобы полностью предохранить себя от столкновения. Многие назвали скорость около 25 километров в час. Фактически она оказалась равна лишь 7 километрам в час.
Справочно: 01 июля на автодороге Р-28 Минск-Молодечно-Нарочь, водитель 2003 г.р., управляя автомобилемHyundai, неправильно выбрал безопасную скорость движения, не учел погодные условия,в результате чего на закруглении дороги влево не справился с управлением, съехал в левый по ходу движения кювет, где опрокинулся и совершил наезд на придорожное дерево. Пассажир 2004 г.р. с телесными повреждениями госпитализирован.
Необходимость подержания оптимальной скорости регламентирована пунктом 87 Правил дорожного движения, который гласит: «При выборе скорости водитель должен учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. При этом в темное время суток и в условиях недостаточной видимости скорость движения должна позволять водителю остановить транспортное средство в пределах видимости дороги в направлении движения; при возникновении препятствия, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан принять меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки транспортного средства». Для кого-то приведенный текст может показаться общим, не содержащим строгих запретов. Тем не менее, чаще всего в обвинительных заключениях и судебных приговорах водителей, совершивших дорожно-транспортные происшествия, фигурирует нарушение упомянутого пункта. Связано это с тем, что на самом деле перечисленные положения содержат конкретные указания на те факторы, каждый из которых в отдельности или в комплексе определяют скорость, обеспечивающую в соответствующей ситуации безопасность движения.
Правильный выбор скорости движения транспортного средства является одним из наиболее важных условий безопасного вождения.
На выбор безопасной скорости влияет интенсивность движения. Как показали исследования, наиболее безопасной является скорость, равная или близкая к средней скорости транспортного потока. Если же скорость автомобиля отличается от средней, например, на 60 километров в час, то вероятность вовлечения в ДТП для такого автомобиля возрастает, примерно, в тысячу раз по сравнению с теми, которые движутся со средней скоростью транспортного потока. Вождение автомобиля в городах с интенсивным движением транспортных средств и пешеходов требует от водителя большого внимания, дисциплинированности и четкости действий. В этих условия водитель должен двигаться с такой скоростью, чтобы своевременно обеспечить наблюдение за дорогой, ее состоянием, транспортными средствами, пешеходами, сигналами светофоров.
При движении по обледенелой дороге не следует превышать скорость, надеясь на противоскользящие материалы, которыми посыпают дороги. Иногда случается так, что при торможении песок не удерживается на обледенелом покрытии и свободно сдвигается колесами автомобиля. Также опасен при гололедице свежевыпавший снег, который маскирует обледенелое покрытие.
Опасность для движения представляют собой опавшие с деревьев листья, лежащие на дорожном покрытии. Попав на такой участок, водитель автомобиля, двигавшегося с большой скоростью, при необходимости торможения может потерять управление и оказаться в кювете или на полосе встречного движения, так как листья под колесами могут снизить коэффициент сцепления одного или нескольких колес.
В дождливую погоду опасны участки, где к главной асфальтированной дороге примыкают второстепенные без покрытия. Грунтовая грязь, которую наносят транспорт или скот представляет серьезную опасность. Проезжать такие места нужно с небольшой постоянной скоростью, не применяя резких торможений и поворотов рулевого колеса.
Немалые затруднения для водителя представляет выбор скорости движения в тумане. Большинство ДТП в условиях тумана составляют столкновения с движущимся впереди транспортным средством. При этом водители, выбирая безопасную дистанцию, не учитывали, что человеческому глазу все предметы в тумане представляются, примерно, в два раза удаленными, чем в действительности. Скорость движения в тумане во всех случаях должна быть ниже скорости движения при ясной погоде. При выборе ее надо исходить из возможности остановки автомобиля в пределах видимости. Обгон в густом тумане недопустим. В этих условиях надо избегать внезапных торможений. При необходимости остановиться, скорость надо снижать плавно. При этом целесообразно несколько раз нажать на педаль тормоза и тем самым подать сигнал для предупреждения водителей автомобилей, двигающихся сзади. При движении в густой снегопад, метель, в пыльную бурю или сильный ливень надо применять аналогичные меры предосторожности.
Неправильный выбор скорости при движении на поворотах дорог – одна из главных причин таких видов дорожных происшествий, как опрокидывание или столкновение со встречным транспортом. Происшествия на поворотах дорог происходят иногда потому, что водитель, хотя и движется со скоростью допустимой для прохождения поворота без заноса, поздно замечает поворот и для того, чтобы вписаться в него резко поворачивает рулевое колеса. Приближаясь к повороту надо твердо помнить, лучше снизить скорость до въезда на поворот, чем тормозить при прохождении его. На повороте не следует выключать или переключать передачи. Если поворот крутой и в конце его потребуется переключение передач, то лучше это сделать в начале поворота. Торможение и выключение сцепления на повороте может привести к заносу.
Дать конкретные рекомендации о величине скорости для всех случаев невозможно, т.к. безопасная скорость зависит не только от приведенных выше объективных условий, но также от квалификации и личных качеств водителя. Если водитель будет внимательно наблюдать за обстановкой движения и ее изменениями, то он сможет правильно выбрать скорость и обеспечить безопасность движения.
Напомним ответсвенность за нарушение скоростных режимов.
Согласно ч. 1ст. 18.12 КоАП Республики Беларусь,превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час –влечет наложениештрафав размере до 1 базовой величины;
-ч. 2ст.18.12 - превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от 20 до 30 километров в час – штраф в размере от 1 до 3 базовых величин;
- ч. 3 ст.18.12 - превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от 30 до 40 километров в час – штраф в размере от 3 до 10 базовых величин;
- ч. 4 ст.18.12 - превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на 40 и более километров в час – штраф в размере от 8 до 12 базовых величин;
- ч. 5 ст.18.12 - действия, предусмотренные частями 2-4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения – штраф в размере от 5 до 15 базовых величинили лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до 1 года.
ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ
Отдельной возрастной категорией участников дорожного движения являются дети.
За 7 месяцев 2023 года на территории Минской области произошло 44 ДТП с их участием, в результате которых 4 ребенка погибло и 47 получило травмы различной степени тяжести.
18 ДТП произошли с участием детей-пассажиров, 14 – с участием детей-пешеходов, с участием детей-велосипедистов – 10 ДТП, 2 ДТП с участием несовершеннолетних водителей.
10 ДТП произошли по вине самих несовершеннолетних участников дорожного движения.
На тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пассажиров влияет обстоятельство, что ряд взрослых при перевозке детей пренебрегают использованием пассивных средств безопасности (автокресел, бустеров, специальных подушек), либо перевозят малолетних детей в детских удерживающих устройствах, не пристегивая их ремнями безопасности.За истекший период 2023 года на территории Минской области сотрудниками ГАИ за нарушение правил перевозки детей к административной ответственности по ч.6 ст.18.13 КоАП Республики Беларусь привлечено 7,3 тыс. водителей, из которых 87 повторно в течении года.
Справочно: 24 июля на автодороге М-4 Минск-Могилев, вблизи д. Старый Пруд Червенского района, водитель 1989 г.р., управляя автомашиной «Ивеко Стралис», не справился с управлением, съехал на разделительную полосу, где совершил наезд на барьерное ограждение, в результате чего малолетний пассажир-девочка выпала на проезжую часть через боковое стекло кабины и попала под колесо указанной автомашины. В результате автоаварии девочка 2019 г.р. от полученных травм скончалась на месте ДТП. В салоне автомашины находился еще одна несовершеннолетняя 2010 г.р., которая с травмами госпитализирована. Дети перевозились с нарушением правил перевозки пассажиров!
ГАИ напоминает, что за нарушение правил перевозки детей в соответствии с ч.6 ст.18.13 КоАП Республики Беларусь в отношении водителя налагается административное взыскание в виде штрафа в размере до 4 базовых величин.
Не менее важным обстоятельством является утрата у детей за время летних каникул навыков безопасного поведения на дороге в условиях высокой интенсивности движения автотранспорта.
Ошибки несовершеннолетних пешеходов, ставшие причинами ДТП:
- переход через проезжую часть вне пешеходного перехода;
- неожиданный выход из-за транспортного средства или других препятствий, ограничивающих обзорность водителю;
- нахождение на проезжей части без сопровождения взрослых.
Чаще всего дети попадают в дорожные происшествия не потому, что не знают ПДД, а потому, что опасность для них была скрыта (стоящим автомобилем, деревьями, забором, киоском и т.п.)
В этом году с участием несовершеннолетних водителей произошло 2 ДТП:
12 июля около 00:24 в Червенском районе несовершеннолетний водитель, не имея права управления транспортным средством (в/у не получал), управляя мотоциклом «Motoland», двигаясь на 34 км автодороги Р-69 Смолевичи-Смиловичи-Правдинск-Шацк, не справился с управлением и совершил наезд на дорожное металлическое ограждение. В результате ДТП водитель 2006 г.р., а также несовершеннолетний его пассажир 2006 г.р., получили травмы.
22 июля около 15:00 в Борисовском районе несовершеннолетний водитель 2008 г.р., не имея права управления (в/у не получал), управляя мопедом «Хорс», не справился с управлением транспортного средства, в результате чего водитель и его несовершеннолетний пассажир упали на проезжую часть. Несовершеннолетний пассажир 2009 г.р., с полученными травмами госпитализирован.
Указанные примеры ДТП свидетельствуют в первую очередь на отсутствие контроля со стороны взрослых в отношении несовершеннолетних!
В случае выявления сотрудниками милиции фактов нарушения ПДД несовершеннолетними, родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст.10.3 КоАП.
Поэтому перед тем как отправить ребенка в школулибо просто на улицу, необходимо напомнить ему об основных правилах безопасного поведения на дороге! Нужно добиться того, чтобы ребенок, находясь вблизи или на проезжей части не разговаривал по телефону и не слушал музыку в наушниках, так как это отвлекает его внимание.В обязательном порядке к школьной сумке, одежде необходимо пристегнуть световозвращающие элементы.
Уважаемые взрослые, будьте примером детям, сами не нарушайте ПДД!
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ НА ДОРОГЕ
В случае вынужденной остановки втемное время суток и в условиях недостаточной видимости необходимо парковаться как можно дальше от проезжей части, обязательно включать аварийную сигнализацию, стояночные огни, а при выходе из машины надевать жилет повышенной видимости. Если произошло дорожно-транспортное происшествие в обязательном порядке необходимо выставить знак аварийной остановки.
ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ ПРИЗЫВАЕТ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ К МАКСИМАЛЬНОЙ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И БДИТЕЛЬНОСТИ НА ДОРОГЕ!
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА
В целях предупреждения правонарушений, совершаемых гражданами на почве употребления спиртных напитков, а также в рамках решения Минского облисполкома от 05.03.2020 № 173 «О мерах по предупреждению гибели граждан» сотрудниками ОВД совместно с представителями районных исполкомов за январь-июль 2023 года проведено 125 рейдов в организациях и предприятиях области, в ходе которых осуществлен контроль соблюдения Правил дорожного движения их работниками, проведен мониторинг предсменного контроля, проверено соблюдение антиалкогольных требований и трудовой дисциплины.
В результате установлены факты формального проведения приборного контроля на предмет состояния алкогольного опьянения, а также допуска лиц к работе, находящихся в состоянии алкогольного опьянения либо не прошедших такой контроль.
Так, в текущем году за управление в состоянии алкогольного опьянения ведомственным транспортом задержано 18 водителей (механизаторов).
Справочно: 01.02.2023 сотрудниками ГАИ задержан водитель ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Копыльского района», который находясь в состоянии алкогольного опьянения (0,49 промилле), управлял школьным автобусом «МАЗ 257S30».
По данному факту сотрудниками Копыльского РОВД совместно с представителем Копыльского РИК осуществлялось выбытие в ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Копыльского района». В ходе проведения профилактических мероприятий выявлен факт допуска к управлению транспортным средством водителя, не прошедшего предрейсовый контроль. По результатам проведенных мероприятий ответственные должностные лица центра привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.18.22 КоАП Республики Беларусь.
Кроме того, в ходе проведения рейдов установлено 15 фактов нахождения на рабочем месте лиц в состоянии алкогольного опьянения.
Справочно: 19 марта сотрудниками ГАИ задержан начальник участка КУП «Клецкое ЖКХ», который находясь в состоянии алкогольного опьянения (1,42 промилле) управлял личным автомобилем.
20 марта при выбытии рабочей группы в КУП «Клецкое ЖКХ» установлен факт прибытия этим же лицом на работу в состоянии опьянения (1,47 промилле).
Подобные факты также выявлены в:
УП «Клецкий коопзаготпром» Клецкий района;
ОАО «Крупский райагросервис», СУП «Щавры-Агро» Крупский район;
ОАО «Лань-Несвиж» Несвижский район;
ОАО «Новосверженский лесозавод» Столбцовский район;
ОАО «Чурлены» Вилейский район;
ОАО «Первомайский» Березинский район;
ОАО «Вертикаль» Стародорожский район;
ОАО «Узденскийрайагросервис» Узденский район.
Важным шагом в профилактике дорожно-транспортной аварийности является и личная дисциплинированность должностных лиц организаций и предприятий.
Справочно: 27.05.2023 около 22:30 часов в а.г. Озерцо Минского района сотрудниками ГАИ задержан начальник хозяйственного отдела УП «Агрокомбинат Ждановичи», который, находясь в состоянии алкогольного опьянения (2,68 промилле), управляя служебным автомобилем «Шкода Суперб», совершил дорожно-транспортное происшествие.
09.02.2023 при проведении отработки ОАО «КЗТШ» г.Жодино, сотрудниками ГАИ задержан инженер указанного предприятия, который находясь в состоянии алкогольного опьянения (0.46‰), двигался к месту работы на личном автомобиле.
УГАИ УВД Минского облисполкома
Роль Закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь
17.08.2023Белорусское государство вынуждено реагировать на деструктивные заявления и конкретные шаги, которые предпринимаются в отношении Беларуси со стороны иностранных государств и западных межгосударственных объединений.
Глава государства А.Г.Лукашенко на состоявшемся 20 февраля 2023 г. заседании Совета Безопасности Республики Беларусь заявил: «Я уже не раз говорил: каждый мужчина, да и не только мужчина, должен уметь как минимум обращаться с оружием. Хотя бы для того, чтобы в случае необходимости защитить свою семью, свой дом, родной уголок земли и, если понадобится, страну, без которой не будет ни уголка, ни дома, ничего другого. Поэтому мной была поставлена задача Министерству обороны и Министерству внутренних дел проработать вопрос создания народного ополчения».
- Характеристика военно-политической обстановки, складывающейся вокруг Республики Беларусь
По информации Министерства обороны Республики Беларусь, раскручивающийся маховик противостояния по линии «Запад – Восток» указывает на нежелание коалиции западных государств во главе с США снизить градус напряженности и вернуться к конструктивному диалогу.
Как следствие, в Европейской зоне (в том числе в сопредельных с нашей страной государствах) наблюдается беспрецедентное сосредоточение значительных вооружений по боевому и численному составу. В воздушном пространстве европейских стран фактически на постоянной основе осуществляются полеты стратегической бомбардировочной авиации ВВС США.
Справочно:
Только за последние два года в Польше и странах Балтии количество ежегодных учений вооруженных сил блока НАТО увеличилось более чем в три раза: с 20 до 75. Состав участников тоже возрос – с 34 до 180 тыс.
Одновременно на территории восточноевропейских государств ударными темпами развивается военная инфраструктура, что направлено на расширение возможностей НАТО по развертыванию коалиционных войск Североатлантического альянса в регионе. В приоритете западного руководства – совершенствование аэродромов, военно-морских баз, полигонов, а также создание передовых баз для заблаговременного размещения и хранения техники, вооружения и др.
По мнению военных аналитиков, результаты прошедшего 11–12 июля 2023 г. в Вильнюсе саммита НАТО демонстрируют, что альянс окончательно вернулся к схемам «холодной войны». По итогам саммита был принят ряд решений, касающихся дальнейшего наращивания боевого потенциала Объединенных вооруженных сил блока, усиления военного присутствия на т.н. «восточном фланге», а также поддержки Украины в вооруженном противоборстве с Российской Федерацией.
Справочно:
Коллективное решение стран НАТО об усилении группировки на восточных рубежах до 300 тыс. человек привело к тому, что Польша и страны Балтии взяли курс на усиление вооруженных сил. Активно идут закупки западного вооружения, в первую очередь, американского: боевых танков, реактивных систем залпового огня HIMARS, истребителей 5-го поколения F-35, являющихся носителями американского тактического ядерного оружия.
Варшава, используя существенную военно-техническую поддержку Вашингтона, все настойчивее декларирует стремление стать форпостом НАТО в противостоянии по линии «Запад – Восток».
Справочно:
В текущем году военный бюджет Польши достиг рекордного среди европейских стран альянса показателя – 27,7 млрд евро, что составляет 4% ВВП страны. Для сравнения: в 2021 году Польша потратила на вооружение около 2,8 млрд евро, в 2020 году – 3,1 млрд евро, в 2019 году – 2 млрд евро.
В свою очередь государства Балтии, не обладая необходимым военным потенциалом, основные усилия сосредоточивают на совершенствовании военной инфраструктуры в интересах приема, размещения и обеспечения подготовки войск (сил) альянса, таким образом пытаясь «быть полезными» союзниками в рамках НАТО.
Существенное влияние на состояние военной безопасности Республики Беларусь оказывает спровоцированный Западом «украинский кризис», обостривший ситуацию на южных рубежах нашей страны.
Справочно:
Продолжается масштабная милитаризация украинских рубежей. Только с 1 по 10 июля 2023 г. украинские военные оборудовали на подступах к Беларуси 30 противотанковых минных полей с использованием 5,8 тыс. мин.
Фактором, усиливающим внешние вызовы безопасности Республики Беларусь, является беспрецедентная по своим масштабам и интенсивности антибелорусская информационная кампания. Для достижения цели задействуются практически все возможности западных профильных организаций и структур.
Справочно:
По замыслу западных стратегов, успешная реализация информационной кампании позволит сформировать благоприятные условия для перехода к ключевой фазе «плана Перамога» – силовому смещению руководства Республики Беларусь. Для этого предполагается подключить боевой компонент, который в настоящее время активно формируется за рубежом, в том числе путем участия в боевых действиях на территории Украины.
Динамика происходящих геополитических процессов указывает на отсутствие возможностей нормализации военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь в среднесрочной перспективе. Стремление коллективного Запада создать условия для безоговорочного господства западной модели мироустройства способствует росту напряженности международных отношений и поступательному переходу межгосударственного противостояния сугубо в военную плоскость.
- Необходимость принятия Закона Республики Беларусь «О народном ополчении» в современных условиях
На встрече с жителями агрогородка Беловежский в Каменецком районе Брестской области 1 августа 2023 г. Глава государства заявил: «Я не хочу, чтобы мой народ, особенно при мне, воевал. Вы видите, что происходит у наших соседей. Близкие нам люди, не чужие. Много родственников там, здесь. Это страшное дело. Делаем выводы, уроки для нас очень серьезные. Но я хочу, чтобы вы понимали: мы оружием не бряцаем, но готовимся в любой момент защитить свою страну».
Принятие данного Закона обусловлено следующими факторами:
во-первых, это создание дополнительных условий для поддержания правопорядка в период военного положения на территориях, которые в наименьшей степени будут охвачены органами внутренних дел и войсками (прежде всего, сельские населенные пункты, отдельные районные города);
во-вторых, предоставление гражданам Республики Беларусь, которые не будут охвачены мобилизационными мероприятиями по различным причинам (возраст, отсутствие требуемой подготовки, по семейным обстоятельствам и др.), возможности участвовать в обороне страны.
17 июля 2023 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь № 287-З «О народном ополчении» (далее – Закон). Цель Закона – придать обороне белорусского государства всенародный характер.
Справочно:
Народное ополчение – испытанная и опробованная во многих странах мира модель обороны. Есть много примеров даже в западных странах, когда народное ополчение применялось как основная форма защиты собственного государства. Особенно она характерна для стран с небольшой территорией и небольшой численностью населения.
Например, в годы Великой Отечественной войны именно народные ополчения сыграли важную роль при обороне гг.Ленинграда, Могилева, Москвы.
Закон определяет правовые основы для добровольного участия граждан в обеспечении военного положения, введенного в административно-территориальных единицах республики. Кроме того, создаются дополнительные условия для оказания содействия территориальным ОВД при исполнении ими полномочий и защиты имущества всех форм собственности от преступных и иных посягательств.
В Республике Беларусь уже апробировали порядок действий отрядов народного ополчения.
Справочно:
Пробная тренировка с формированием отряда народного ополчения и выполнением определенных заданий была организована в сентябре 2022 г. в Могилевской области (аг.Лобжа, Климовичский район). Первый отряд ополченцев состоял из 22 человек.
Планируется, что состав (списки участников) народного ополчения будет определен в мирное время, чтобы в случае возникновения угрозы эти вопросы не пришлось решать мгновенно.
- Основные положения Закона «О народном ополчении»
В соответствии с Законом участие граждан в деятельности народного ополчения основывается на принципах добровольности, законности, гуманизма и гласных форм действий.
Формирование народного ополчения осуществляется на основании указа Президента Республики Беларусь.
Отряды народного ополчения (их количество, структура и численность с учетом наличия добровольцев и решаемых задач) формируются на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, местных советов обороны.
Справочно:
Планируется, что количество участников отрядов народного ополчения будет зависеть от числа значимых объектов на территории района и их стратегической важности, а также ведутся ли там военные действия или он в тылу.
В каждом отряде народного ополчения назначаются командир отряда и его заместитель (заместители) из числа добровольцев. Их кандидатуры согласовываются с руководителями территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности.
Комплектование отрядов народного ополчения осуществляется добровольцами, способными по своим личным качествам, состоянию здоровья выполнять возложенные на них задачи, и не имеющие препятствий к применению оружия.
Справочно:
По информации Министерства обороны, численность народного ополчения может составить 100–150 тыс. человек. При этом в ведомстве не исключают, что добровольцев может быть и больше.
Планируется, что для добровольцев будут предусмотрены курсы подготовки.
Зачисление гражданина добровольцем в народное ополчение не является основанием для освобождения от призыва на военную службу по мобилизации и прекращения трудовых отношений.
По решению местного исполкома, местного совета обороны наниматель обязан освобождать работника от работы для участия в деятельности народного ополчения. При освобождении от работы за работником сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего), средний заработок по месту работы.
Справочно:
В народное ополчение не могут быть зачислены граждане:
отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы;
в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;
в отношении которых принято решение об интернировании;
признанные в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;
имеющие заболевания или физические недостатки, при наличии которых противопоказано владение оружием.
Отказ (решение об отказе) местного исполнительного и распорядительного органа, местного совета обороны в зачислении гражданина в народное ополчение обжалованию не подлежит.
Порядок комплектования и ведения учета добровольцев, зачисления их в народное ополчение и выхода из него, извещения нанимателей о зачислении работников в отряды в настоящее время разрабатываются Правительством Республики Беларусь.
Согласно положениям Закона, отряды народного ополчения дислоцируются и выполняют задачи в границах административно-территориальной единицы, в которой были сформированы. А добровольцы размещаются по месту жительства.
Общее руководство народным ополчением осуществляется местным советом обороны, а непосредственное – территориальным органом внутренних дел.
В Законе определены полномочия должностных лиц и государственных органов:
Президент Республики Беларусь принимает решение о формировании (расформировании) народного ополчения.
Совет Безопасности Республики Беларусь:
- вносит на рассмотрение Главе государства предложения по формированию (расформированию) народного ополчения;
- координирует деятельность государственных органов в процессе подготовки и реализации решения о формировании (расформировании) народного ополчения.
Совет Министров Республики Беларусь:
- организует работу государственных органов и иных организаций при выполнении задач народного ополчения;
- определяет порядок организации, обеспечения и осуществления подготовки добровольцев к выполнению задач народного ополчения; порядок материального обеспечения народного ополчения.
Министерство обороны обеспечивает отряды народного ополчения оружием и боеприпасами к нему, определяет порядок их выдачи и учета.
Справочно:
Выдача оружия добровольцам народного ополчения строго регламентирована. В Законе четко прописан механизм выдачи оружия ополченцам: со складов Министерства обороны местным органам внутренних дел, которые, в свою очередь, будут его выдавать проверенным ополченцам-добровольцам по заранее составленным спискам.
Предусматривается, что вооружение отрядов ополчения будет включать только стрелковое оружие, освоение которого не вызывает сложностей.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь:
- координирует деятельность государственных органов и организаций, органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований и военизированных организаций при выполнении задач народного ополчения;
- определяет потребности народного ополчения в оружии и боеприпасах к нему;
- готовит проект указа Президента Республики Беларусь о формировании (расформировании) народного ополчения.
Местные исполнительные и распорядительные органы, местные советы обороны:
- отбирают граждан, изъявивших желание стать добровольцами;
- определяют структуру и численность отрядов народного ополчения, порядок выполнения задач народного ополчения;
- отбирают из числа добровольцев кандидатов в качестве командиров отрядов народного ополчения и их заместителей, согласовывают их кандидатуры с руководителями территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности;
- извещают нанимателей о зачислении работников в отряды народного ополчения;
- осуществляют формирование и подготовку отрядов народного ополчения в границах административно-территориальных (территориальных) единиц и общее руководство ими в системе территориальной обороны;
- организуют и обеспечивают выполнение задач народного ополчения, подготовку территории и объектов;
- определяют объекты инфраструктуры и коммуникации, подлежащие охране и обороне силами отрядов народного ополчения, порядок их дооборудования и охраны;
- определяют объемы материальных ресурсов для обеспечения деятельности народного ополчения;
- обеспечивают потребности народного ополчения в материальных средствах и других ресурсах, выделяют для нужд народного ополчения земельные участки (здания, постройки, помещения);
- устанавливают для отрядов народного ополчения отличительные знаки.
Территориальные органы внутренних дел:
- оказывают содействие в пределах своих полномочий местным исполнительным и распорядительным органам, местным советам обороны в формировании отрядов народного ополчения;
- согласовывают кандидатуры командиров отрядов народного ополчения и их заместителей;
- участвуют в подготовке отрядов народного ополчения;
- определяют задачи отрядам народного ополчения и координируют в пределах своих полномочий деятельность этих отрядов при их участии в выполнении мероприятий по обеспечению военного положения.
Органы государственной безопасности:
- согласовывают кандидатуры командиров отрядов народного ополчения и их заместителей.
Местные органы военного управления:
- осуществляют подготовку предложений местным исполнительным и распорядительным органам, местным советам обороны для принятия решений в сфере деятельности народного ополчения, в том числе по комплектованию отрядов народного ополчения из числа военнообязанных;
- организуют совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, местными советами обороны отбор граждан, изъявивших желание стать добровольцами, согласовывают их кандидатуры и ведут их учет;
- участвуют в подготовке отрядов народного ополчения;
- осуществляют контроль за ведением учета добровольцев.
Законом регламентируются права и обязанности народных ополченцев. При выполнении задач народного ополчения доброволец имеет право:
- применять физическую силу, применять и использовать оружие на условиях и в пределах, установленных законодательными актами для военнослужащих (сотрудников (работников) военизированных организаций), привлеченных к обеспечению военного положения;
- производить задержание лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, для передачи (доставления) в органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование или вести административный процесс, в соответствии с их компетенцией;
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка, ограничений и запретов, введенных для обеспечения военного положения, прекращения правонарушений либо действий, препятствующих выполнению им задач;
- оказывать содействие территориальным органам внутренних дел (например, осуществлять досмотр транспортных средств; осуществлять пропуск транспортных средств на охраняемые объекты или территории; осуществлять проверки документов и др.).
Доброволец при выполнении задач народного ополчения обязан:
- соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
- выполнять поручения командира отряда народного ополчения и уполномоченных должностных лиц, связанных с выполнением задач народного ополчения;
- обеспечивать защиту территории, объектов и населения от противоправных посягательств;
- участвовать в сборе и передаче информации органам военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь и территориальным органам внутренних дел о действиях войск противника, выявлении лиц, содействующих силам противника;
- знать, хранить и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие и боеприпасы к нему, беречь вверенное ему иное имущество;
- оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим в результате правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, представляющем угрозу их жизни и здоровью;
- оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- участвовать в выполнении работ оборонного характера, ликвидации последствий применения оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и работе организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;
- исполнять иные обязанности.
В соответствии с Законом добровольцу в связи с исполнением им обязанностей (в том числе при нахождении в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного) предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по мобилизации.
Финансовое и материальное обеспечение народного ополчения осуществляется за счет средств местных бюджетов, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.
- Отличия народного ополчения от войск территориальной обороны
В Республике Беларусь основной силовой составляющей системы обороны являются Вооруженные Силы, предназначенные для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты нашей страны. Их состав позволяет решать наиболее важные задачи, требующие концентрации основных усилий государства по его защите.
Органы внутренних дел и внутренние войска в военное время осуществляют борьбу с преступностью, обеспечивают охрану общественного порядка и общественную безопасность.
Для обеспечения устойчивого функционирования государственных органов и организаций, объектов экономики, инфраструктуры Республики Беларусь в условиях военного времени формируются территориальные войска, решающие второстепенные задачи в основном в тыловых районах и там, где не ведутся активные военные действия. Комплектование территориальных войск осуществляется военнообязанными, предназначенными по мобилизации.
Справочно:
Задачи территориальные войска выполняют, как правило, в пределах административного района, а размещаются они в специально выделенных для этих целей зданиях и помещениях либо на объектах выполнения задач.
Главной отличительной особенностью народного ополчения от территориальных войск является добровольность участия граждан в обеспечении правопорядка на той территории, где они проживают.
Их количество, состав и задачи определяются решениями руководителей местных исполнительных и распорядительных органов исходя из потребностей и возможностей соответствующей административно-территориальной единицы.
Добровольцы отрядов народного ополчения размещаются по месту жительства.
Основной задачей, выполняемой народным ополчением, является оказание содействия территориальным органам внутренних дел в обеспечении военного положения и поддержания правопорядка в местах, где они были сформированы (сельсоветах, сельских населенных пунктах и районах отдельных городов).
Справочно:
Народное ополчение будет составной частью территориальной обороны. Задачей территориальной обороны останется защита блокпостов, важных узлов инфраструктуры, а народного ополчения – собственного дома, поселка, деревни и т.д.
В целом отряды народного ополчения создаются для решения второстепенных задач на местах: для охраны общественного порядка и содействия участковым инспекторам милиции; защиты собственности от мародерства и других противоправных посягательств; обеспечения комендантского часа и ограничения движения транспортных средств; ведения разведки, выявления коллаборантов, шпионов и диверсантов и др.
****
Мы – мирные люди, и для нас нет большей радости, чем спокойно жить и трудиться на родной земле. Тем не менее на протяжении столетий белорусскому народу не раз приходилось с оружием в руках отстаивать независимость Родины.
Наша страна никогда не была и не будет агрессором, источником зла и насилия. Но мы никому не позволим покушаться на стабильность и достаток в общем белорусском доме.
Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на церемонии чествования выпускников высших военных учебных заведений 5 июля 2023 г., «В нашей стране защита Родины была и будет в руках мужественных, сильных духом и отважных людей. В Беларуси… продолжают совершенствовать систему национальной и в первую очередь военной безопасности страны». Относительно территориальных войск и народного ополчения белорусский лидер заявил следующее: «Требование одно: защитите себя и свою семью».