ЕДИ апрель 2023
Предупреждение пожаров и чрезвычайных ситуаций в жилом фонде и природных экосистемах Минской области
20.04.2023В 2022 году в Минской области количество пожаров снизилось на 7% (с 1 524 до 1 413), гибель людей увеличилась на 18,3% (со 131 до 155), в том числе от пожара в Борисовском районе погибло двое детей (2021 – 2 детей).
Справочно. По состоянию на 11.04.2023 в Минской области наблюдается снижение как общего количества пожаров на 23,3% (с 424 до 325), так и гибели людей от них на 56,9% (с 64 до 34).
Ежегодно наибольшее количество пожаров и гибели людей от них происходит в жилищном фонде.
Справочно. В 2022 году 81,6% от общего количества пожаров (1 152), 96,1% от общего количества погибших (149).
За 3 месяца 2023 года 75,5% от общего количества пожаров (219), 100% от общего количества погибших (31).
Основными причинами возникновения явились: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации электросетей и электрооборудования, нарушение правил устройства и эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств.
Справочно. В 2022 году по причине неосторожного обращения с огнем произошло 32% пожаров (451) от их общего количества. За 3 месяца 2023 года – 17,6% (51).
Из-за нарушения правил устройства и эксплуатации электросетей и электрооборудования произошло 27% (382) пожаров от их общего количества. За 3 месяца 2023 года – 32,8% (95).
По причине нарушения правил устройства и эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств – 23,7% (334) пожаров от их общего количества. За 3 месяца 2023 года – 25,2% (73).
Основные причины пожаров с гибелью людей:
неосторожное обращение с огнем – 71% от общего количества погибших граждан, при этом количество пожаров с гибелью людей по указанной причине увеличилось на 19,6% (с 92 до 110). За 3 месяца 2023 года – 38,7% погибших (12);
нарушение правил устройства и эксплуатации печного отопления – 9% погибших, количество пожаров с гибелью людей по указанной причине увеличилось на 16,7% (с 12 до 14). За 3 месяца 2023 года –16,1% погибших (5);
нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 8,4% погибших, количество пожаров с гибелью людей по указанной причине снизилось на 31,6% (с 19 до 13). За 3 месяца 2023 года пожаров с гибелью людей по данной причине не зарегистрировано;
нарушение правил эксплуатации газовых устройств и агрегатов – 1,9% погибших, количество пожаров с гибелью людей по указанной причине увеличилось в 3 раза (с 1 до 3). За 3 месяца 2023 года – 6,5% погибших (2);
шалость детей с огнем – 1,9% погибших, количество пожаров с гибелью людей по указанной причине увеличилось с 0 до 3. За 3 месяца 2023 года пожаров с гибелью людей по данной причине не зарегистрировано.
Незанятость граждан в экономике, пьянство и алкоголизм остаются основными условиями, создающими повышенный риск гибели людей от пожаров (70,3% (109) от общего количества погибших на момент возникновения пожаров находились в состоянии алкогольного опьянения). За 3 месяца 2023 года – 51,6% (16).
Основные категории погибших: неработающие пенсионеры (44,5% (69 человек), за 3 месяца 2023 года – 35,5% (11 человек)), неработающие граждане до пенсионного возраста (37,4% (58), за 3 месяца 2023 года – 29% (9 человек)), работающие граждане (14,2% (22), за 3 месяца 2023 года – 29% (9 человек)), граждане страдающее психическими заболеваниями (2,4% (4), в 2023 году гибель указанной категории граждан не регистрировалась), 14,8% (23) погибших были инвалидами (за 3 месяца 2023 года – 3,2% (1 человек)).
Решением Минского облисполкома от 28 декабря 2022 г. № 1201 «Об организации деятельности субъектов профилактики правонарушений» в области одобрен алгоритм организации деятельности субъектов профилактики правонарушений по предупреждению правонарушений, способствующих гибели людей от внешних причин в жилищном фонде.
Каждый из субъектов профилактики в рамках своей компетенции обязан выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, принимать меры, направленные на их устранение, а также осуществлять анализ проводимой работы и выполнять иные полномочия, на которых я остановлюсь чуть ниже.
Организацию взаимодействия субъектов профилактики правонарушений осуществляют облисполком, районные и Жодинский городской исполнительные комитеты городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты, общее руководство и контроль - непосредственно руководители субъектов профилактики правонарушений.
Алгоритмом определены Критерии и признаки небезопасных условий проживания граждан в жилищном фонде, по которым субъекту профилактики правонарушений необходимо обеспечить принятие мер.
Справочно. Критерий: Состояние домовладения (квартиры), прилегающей территории, инженерных коммуникаций, оборудования:
признаки несоответствия установленным требованиям устройства и эксплуатации печи: имеется сквозная трещина в печи, участок пола из горючих материалов (доска, паркет и другое) перед топочным отверстием печи не защищен негорючим материалом (металлический лист, плитка и другое), топочная дверца печи неисправна (не закрывается);
признаки несоответствия электрических сетей и (или) электрооборудования требованиям, предъявляемым к их устройству и (или) эксплуатации: допускается эксплуатация выключателей и розеток, в том числе на удлинителях, без корпусов, либо корпусы имеют повреждения (оплавлены, расколоты), эксплуатируются оголенные или имеющие повреждения электрические провода, кабели (следы оплавления, трещины), соединение проводов, кабелей, расположенных в видимой части помещения, выполнено методом скрутки;
признаки несоответствия установленного газового оборудования, вводных, внутренних газопроводов требованиям, предъявляемым к их устройству и (или) эксплуатации: сушка вещей осуществляется над пламенем горелок газовой плиты, имеются следы сквозной коррозии, механические повреждения газового оборудования, имеются механические повреждения присоединительного гибкого шланга (перегибы, порезы, сквозные трещины и (или) протертости), допускается хранение газовых баллонов в неподключенном состоянии, вентиляционная решетка, расположенная в видимой части помещения, закрыта (заклеена) посторонними предметами;
признаки несоответствия установленных теплоустановок требованиям, предъявляемым к их устройству и (или) эксплуатации: имеется механическое повреждение корпуса котла, течь из него.
Критерий: Условия проживания граждан.
антисанитарное состояние жилья;
домовладение (квартира) отключено от электроснабжения;
неспособность граждан к самообслуживанию;
наличие в доме детей дошкольного возраста без присмотра;
наличие видимых признаков нахождения граждан в состоянии алкогольного и (или)
наркотического опьянения;
наличие видимых признаков телесных повреждений у проживающих граждан,
полученных в результате противоправных действий.
Алгоритмом определен порядок действий субъекта профилактики правонарушений. Так, если критерии и признаки выявлены в домовладениях (квартирах) граждан введена обязанность обязательного информирования в течение 5 рабочих дней субъекта профилактики по компетенции, а также в отдельных случаях поселкового, сельского исполнительного комитета, а в городах – соответствующего структурного подразделения райгорисполкома, на территории которого расположено домовладение (квартира).
Субъект профилактики правонарушений, получивший информацию о выявленных критериях и признаках обязан в течение 10 рабочих дней, следующих за днем поступления информации, с выходом на место (при необходимости) изучить данную информацию и принять меры в пределах компетенции.
При поступлении информации о непосредственной угрозе наступления событий, которые могут привести к гибели человека (людей), субъект профилактики правонарушений принимает безотлагательные меры в пределах компетенции.
Алгоритмом установлены мероприятия, для реализации городскими, поселковыми, сельскими исполнительными комитетами, а именно:
осуществляют учет и анализ поступившей в соответствии информации, а также контроль за принятием мер в пределах компетенции субъектами профилактики правонарушений;
информируют райгорисполком о ходе работы, имеющихся проблемных вопросах при ее проведении, в том числе о непринятии мер реагирования соответствующим субъектом (субъектами) профилактики правонарушений;
ходатайствуют перед райгорисполкомом, руководителем субъекта профилактики правонарушений о поощрении представителей субъекта профилактики правонарушений, а также граждан, участвующих в деятельности по профилактике правонарушений, за качественно проводимую работу.
В 2022 году сложилась сложная ситуация с пожарами (загораниями) в природных экосистемах как в Минской области, так и в Республике в целом. Так, на территории области количество пожаров (загораний) в природных экосистемах увеличилось в 2,8 раза (с 776 до 2 172). Доля Минской области в разрезе республики составляет 27,2%. В лесных массивах произошло увеличение количества пожаров на 66% (с 53 до 88), на торфяниках – в 1,8 раза (с 16 до 30), загораний травы и кустарников – в 3 раза (с 707 до 2 054).
В текущем году по состоянию на 13.04.2023 на территории Минской области наблюдается снижение пожаров (загораний) травы и кустарников на 92 % (с 1206 до 97). Лесных и торфяных пожаров (загораний) не допущено (за аналогичный период 2022 года зарегистрировано 15 лесных пожаров (загораний) и 1 торфяной пожар).
Пожары фиксировались уже почти во всех регионах области, наибольшее их количество зарегистрировано в Пуховичском (17), Борисовском (13), Минском (9), Смолевичском (9), Молодечненском (8) и Солигорском (7) районах.
К сожалению, в 2022 году имели место факты гибели людей от природных пожаров, а также повреждение имущества граждан. Так, на пожарах погибло 4 человека, уничтожено 12 хозяйственных построек и 1 единица техники, повреждены 10 хозяйственных построек.
В текущем году от пожара в природных экосистемах и уже пострадал один человек в Пуховичском районе.
Справочно.
23.03.2023 при самостоятельном тушении пожара сухой растительности на приусадебном участке в аг. Бор Пуховичского района пострадала хозяйка участка, пенсионерка. С диагнозом «термические ожоги голени правой ноги I-II степени (6% тела)» доставлена в учреждение здравоохранения. Состояние удовлетворительное.
Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь (постановление МЧС от 25.03.2020 № 13) определены требования, предъявляемые к придомовой территории, земельным участкам, предоставленным для ведения коллективного садоводства или дачного строительства.
Разводить костры следует при условии обеспечения непрерывного контроля за процессом горения и тления. Места для разведения костров должны быть очищены от горючих веществ и материалов, сухой растительности и обеспечены средствами тушения. Процесс горения и тления должен осуществляться таким образом, чтобы пламя и искры не попадали на горючие элементы зданий, хозяйственных строений и сооружений, на хранящиеся горючие вещества и материалы. По окончании процесса горения остатки горящих (тлеющих) материалов должны быть потушены до полного прекращения тления.
Не допускается разведение костров на торфяных грунтах, под кронами деревьев. Использование для разжигания костров и угля легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (за исключением жидкостей, специально предназначенных для розжига) не допускается.
Ответственность за нарушение требований по обеспечению пожарной безопасности при сжигании мусора предусмотрена статьей 24.36 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях.
Справочно. В общем случае нарушение требований влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, а если данное нарушение совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение то предусмотрен штраф в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.
Не относятся к компетенции органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, но КоАП предусмотрена ответственность за незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов (статья 16.40 КоАП), в соответствии с которой предусмотрено наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Ответственность за разведение костров в запрещенных местах предусмотрена статьей 16.41 КоАП, в соответствии с которой предусмотрено наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.
Справочно. Уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, органы, осуществляющие государственный контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками.
Одним из основных условий, напрямую влияющих на количество пожаров в природных экосистемах, является наличие заброшенных (неухоженных) территорий с ветхими строениями, неубранной сухой растительностью, наличие несанкционированных свалок мусора.
В целях предупреждения природных пожаров и наведения порядка на земле с 2020 года (впервые по инициативе управления) во всех регионах области были сформированы учетные базы пожароопасных участков, бросовых строений и др. (альбомы пожароопасных участков). В 1 квартале 2023 года было выявлено 1178 мест в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, где не был наведен соответствующий порядок (наличие мусора, сухой травы, бурьяна и т.д.). По данным фактам направлено 162 информации землепользователям и заинтересованным субъектам профилактики, меры были приняты по 309 фактам (26 %).
Согласно информации, имеющейся в управлении, в 1 квартале текущего года работа по наведению порядка на земле не начата в Вилейском, Воложинском, Дзержинском, Копыльском, Минском, Мядельском, Пуховичском, Слуцком, Смолевичском, Солигорском, Стародорожском, Червенском районах и г. Жодино.
Следует обратить внимание, что на примере Минского (231 пожар в природных экосистемах в 2022 году), Пуховичского (222), Слуцкого (111)и Червенского (103) районов с учетом практики последних лет и статистики прослеживается прямая зависимость между показателями количества пожаров в природных экосистемах и количества пожароопасных участков, по которым приняты меры по наведению порядка на земле.
Здесь же хочу привести пример Крупского района. После определенной критики со стороны руководства облисполкома в 2021 и 2022 годах Крупский районный Совет депутатов и Крупский райисполком организовали и провели «большую» работу в части наведения порядка на земле, поставили вопрос на жесткий контроль. Как результат, Крупский район из бывших «аутсайдеров» в статистике пожаров в природных экосистемах среди регионов области, в 2022 году оказался в числе «лидеров» с минимальным количеством пожаров (44).
Подготовка к пожароопасному сезону 2023 года была начата уже с осени прошлого года. Планирующие документы по вопросу профилактики пожаров в природных экосистемах разработаны и приняты на сегодняшний день как на уровне Совета Министров, так и на уровне Минского облисполкома, в частности – это «Комплекс мер по недопущению загораний в природных экосистемах и оперативной их ликвидации с учетом территориальной и отраслевой специфики на 2021-2025 годы», протоколы заседаний комиссий по ЧС от 20.02.2023 при Совете Министров (протокол № 33/4пр) и при Минском облисполкоме (протокол № 1/328). Также во всех регионах на уровне председателей райисполкомов или Комиссий по чрезвычайным ситуациям были рассмотрены вопросы профилактики природных пожаров с посылом о наведении порядка на земле еще с осени, чтобы «бурьяны и заросли» не горели весной.
Со своей стороны мы еженедельно информируем о всех зафиксированных фактах загораний в природных экосистемах заинтересованные структуры, в первую очередь Минский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также его инспекции на районном уровне для принятия мер реагирования и проведения профилактической работы.
Работа по наведению порядка на земле должна вестись постоянно и в ней должны быть задействованы все заинтересованные структуры с координирующей ролью районных (Жодинского городского) Советов депутатов.
Справка о реализации Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией в Минской области
20.04.2023УВД Минского облисполкома (далее – УВД) совместно с иными заинтересованными субъектами в пределах компетенции на территории Минской области постоянно принимаются меры по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, во исполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» (далее – Декрет).
Мероприятия проводятся в соответствии с Комплексными планами мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, утверждаемыми сроком на 2 года заместителем Премьер-министра Республики Беларусь.
Справочно. Во исполнение требований Декрета, 14.02.2023 Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Петришенко И.В. утвержден Комплексный план мероприятий по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков, социальной реабилитации наркозависимых лиц на 2023-2024 годы.
27.02.2023 заместителем председателя Минского облисполкома утвержден Комплексный план мероприятий на территории области, всеми структурными подразделениями областного, районных (г. Жодино) исполкомов разработаны механизмы его реализации.
Одним из основных факторов, влияющих на оперативную обстановку в регионе, является степень наркотизации населения.
По данным главного управления по здравоохранению Минской области, в настоящее время (на 01.04.2023) наблюдается незначительное уменьшение общего числа потребителей наркотиков, состоящих на наркологическом наблюдении (2021 г. – 1347, 2022 г. – 1349,2023 г. – 1301).
В т.г. зарегистрировано 7 (2022 г. – 16) фактов передозировки (отравления) наркотиками, из них 5 – с летальным исходом (2022 г. – 5).
Справочно. Всего передозировок (7): Минский район – 3, Борисовский район – 4.
Летальный исход (5): Борисовский район – 4, Минский район – 1.
Выявлено 190 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Пресечена деятельность 5 помещений (2022 г. – 9) для выращивания наркосодержащих растений (Борисовский, Молодечненский, Несвижский, Пуховичский и Слуцкий районы).
По результатам мероприятий по отработке интернет-ресурсов, используемых для реализации наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, возбуждено всего 19 уголовных дел, в отношении 21 лица. Пресечена деятельность одного интернет-магазина по продаже наркотиков.
Справочно. ОВД республики пресечена деятельность 8 интернет-магазинов по продаже наркотиков: г. Минск – 3, Витебская область – 2, Брестская, Гродненская и Минская области – по 1.
Возбуждено 212 уголовных дел в отношении 192 лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков с использованием различных веб-ресурсов.
Из незаконного оборота по уголовным делам изъято 26 кг 879 г (2022 г. – 7 кг 792 г) наркотиков, из которых 906 г наркотических средств и 25 кг 973 г психотропных веществ.
Продолжена работа, направленная на предотвращение вовлечения несовершеннолетних в указанную преступную деятельность.
По итогам 2022 года наблюдался рост преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних преступников (с 6 до 13), а также число лиц (с 7 до 8), их совершивших.
Зарегистрировано 3 отравления наркотиками, допущенные несовершеннолетними лицами, в т.ч. один факт летального исхода.
В т.г. к уголовной ответственности привлечено одно лицо, отравления несовершеннолетних лиц не регистрировались.
Основным ресурсом для распространения наркотиков по-прежнему остается Интернет, активными пользователями которого является каждый из нас.
Организаторы интернет-магазинов и сайтов по продаже наркотиков продолжают обещать колоссальные деньги за незначительную услугу, скрывая истинные цели и предмет заработка.
Среди преобладающих к распространению наркотиков относятся такие особо опасные психотропные вещества как пара-метилэфедрон и альфа-PVP. То есть вещества, потребление которых может привести к летальному исходу даже при первичном потреблении. Широкое распространение в т.г. нашел новый вид наркотика – 4-СМС.
Кроме того, сегодня требует реагирования новая угроза, связанная с рекламированием интернет-магазинов, осуществляющих преступную деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков. Как правило, это выражается в нанесении граффити либо расклеивании стикеров в местах общего пользования с рекламой в виде ссылки на конкретный интернет-магазин и указанием наркотиков, им реализуемых.
Особое внимание уделяется профилактике потребления наркотиков. Правильно организованная профилактика может спасти гораздо больше людей, чем самые лучшие современные методы и способы лечения. Основной акцент по профилактике наркопотребления делается на группах подростков и молодежи, как наиболее подверженных риску потребления наркотиков.
Отдельную опасность несет позиция взрослых, которые убеждены, что наркотики коснуться кого угодно, но только не их семью.
Воспитание и доверительное общение всегда должны начинаться с семьи. Именно она – основа благополучия детей. И то, насколько убедительны будут родители, настолько полезнее будет это общение для обеих сторон.
Наркомания – проблема не только медицинская. Успешная профилактика наркомании возможна только в тесном межведомственном взаимодействии.
В нашей стране вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков, профилактики их потребления уделяется особое внимание всеми заинтересованными государственными органами и организациями. Однако, как показывает практика, для более эффективного противодействия наркомании и наркоторговли, необходимо участие всего общества.
Как отметил Глава государства «самый эффективный барьер на пути распространения наркотиков – это их тотальное непринятие обществом. Не будет спроса, не будет и предложений. Нам этого нужно добиваться».
Ключевые аспекты послания Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко Белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь
20.04.2023Более четверти века в нашей стране существует традиция ежегодного обращения Президента к белорусскому народу и Парламенту. В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь 31 марта 2023 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в очередной раз обратился с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (далее – Послание).
На мероприятие, которое проходило в широком формате во Дворце Республики, были приглашены более 2,5 тыс. человек. Среди приглашенных присутствовали парламентарии и делегации от областей и г.Минска, высшие должностные лица страны, члены правительства, руководители государственных органов, средств массовой информации, представители дипломатического корпуса и международных организаций, главы религиозных конфессий, парламентарии прошлых созывов, представители реального сектора экономики, гражданского общества, а также молодежь и журналисты.
Ежегодное Послание Президента к белорусскому народу и Национальному собранию – не просто реализация конституционной нормы. Это своего рода политический диалог, в котором участвуют все: Глава государства, Парламент, Правительство, руководители всех уровней, депутаты, общественные организации и наши граждане.
”Вопросы, которые ставим, касаются каждого белоруса. Темы, которые мы обсуждаем, – от жизни. В центре решений, которые принимаем, – стремление к сохранению мира, созидание во благо будущего Беларуси, социальная справедливость. Это наши демократические ценности, истинные ценности! Это основа нашей национальной идеи, которую рельефно определило нынешнее время. И служить этой идее должны мы все – и словом, и делом. Особенно сейчас, когда на планете становится все меньше и меньше места для безопасной и достойной жизни“, – убежден Президент Республики Беларусь.
Главная тема мероприятия – условия сохранения суверенитета и независимости. Актуальность обозначенной белорусским лидером тематики определяется тем, что никогда раньше в истории нашей независимой Беларуси не стоял так остро вопрос суверенитета и независимости.
Глава государства сделал акцент на следующих основных тематических блоках:
народное единство;
историческая память и национальные традиции;
экономика и развитие страны в санкционных условиях;
социальная справедливость;
независимая внешняя политика;
обороноспособность и безопасность государства.
Во вступлении Президент Республики Беларусь акцентировал внимание на основных событиях, сыгравших роль триггера в современном развитии человечества. ”Никто не хочет испытывать на себе последствия безумных и бесполезных санкционных войн. Народы не понимают, как может быть совместима идеология глобального международного проекта устойчивого развития с такими ”достижениями“ современности, как небывалый голод, эпидемии, нравственная деградация, разгул аномальных ценностей“, – заявил Глава государства. Подобное развитие трудно назвать цивилизационным. По словам Александра Лукашенко, ”это глубочайший кризис… во многом рукотворный – на уничтожение конкурентов. Такого тоже еще в истории не было. Каким будет выход из него, пока неизвестно, но все понимают, что философия мироустройства будет меняться. Мир будет абсолютно другим. В этом вся суть исторического момента“.
Особое внимание было уделено событиям украинского конфликта. Александр Лукашенко напомнил, что не Россия и не Беларусь совершили государственный переворот в братской Украине. ”Усилиями Соединенных Штатов и их сателлитов в родной нам стране развязана полномасштабная война ”до последнего украинца“, в результате которой только в течение года погибло и искалечено около полумиллиона человек с обеих сторон! Миллионы стали беженцами. На горизонте в результате замаячила третья мировая с ядерными пожарами“, – констатировал белорусский лидер.
Глава государства в связи с этим подчеркнул, что остановиться надо сейчас, пока не началась эскалация: ”Все вы понимаете и знаете: путь один – переговоры, переговоры без предварительных условий!.. Рассчитывать на победу с государством, обладающим ядерным оружием, – безумие!“.
Александр Лукашенко с сожалением констатировал, что Беларусь пытаются втянуть в войну. ”Они хотят политических изменений, но уже с ружьем в руках, прийти к нам и осуществить эти политические изменения“, – заявил Президент. Чтобы этого не произошло, Глава государства выделил шесть главных условий сохранения суверенитета и независимости Республики Беларусь: народное единство, историческая память и национальные традиции, экономика, социальная справедливость, независимая внешняя политика, обороноспособность и безопасность государства. ”Суверенитет означает, что только мы, граждане Беларуси, имеем право говорить о своих национальных интересах и определять национальные идеи дальнейшего развития на территории собственного государства“, – убежден Президент Республики Беларусь.
Народное единство
Первое условие сохранения суверенитета и независимости – народное единство.
Как заявил белорусский лидер, мы, белорусы, всегда демонстрировали его в переломные моменты истории. Именно единство давало нам силы для победы над врагами и обстоятельствами.
В качестве примера Александр Лукашенко привел обсуждение новой редакции Конституции на референдуме 2022 года. ”Большинством в прошлом году на конституционном уровне мы определили ряд новых стратегических направлений. Причем сохранили преемственность политических традиций. Это важнейшее достижение истории нашей государственности…Такого единодушия наша история не знала“, – подчеркнул Глава государства.
При этом он предупредил: ”Вокруг штормит. Вокруг бури. И на Севере, и на Юге, и на Западе, и на Востоке. Вот остался этот остров. Вы думаете, с этим кто-то согласится? Никто, нигде, никогда с этим не согласится, и будут разными методами нас, как я говорю, не просто шатать – уничтожать. Этот остров миролюбия никому не нужен“.
Историческая память и национальные традиции
По словам Президента, истоки белорусской государственности – это фундамент нашего суверенитета. Почти треть века эта тема вызывает бурные дискуссии и острые споры в академической среде и в обществе.
В связи с этим Александр Лукашенко напомнил, что ”само время заставило нас занять более жесткую государственную позицию в вопросах сохранения исторической правды. Дать принципиальную и бескомпромиссную оценку отдельным фактам“.
Далее Президент расставил акценты, которые играют очень важную роль в вопросе сохранения нашей государственности и суверенитета:
во-первых, белорусская нация формировалась на стыке западной и восточнославянской цивилизаций, на основе христианства, но при подавляющем преимуществе православия. ”Именно конфессиональный выбор, сделанный нашими предками более тысячи лет назад, определил культурный код белорусов и наш менталитет“, – констатировал Глава государства;
во-вторых, белорусская государственность изначально формировалась на основе традиций народовластия. Наши демократические традиции имеют тысячелетнюю историю;
в-третьих, белорусское государство также является полноправным преемником исторического наследия Древней Руси. Великое Княжество Литовское было также русским – это значит, что восточнославянским, то есть нашим;
в-четвертых, в историческом прошлом – истоки белорусской веротерпимости и уважения к другим народам. Президент Александр Лукашенко убежден: ”Элементы разных национальных культур органично вплетены в наш быт. Мы традиционно отмечаем два Рождества и три Пасхи, уважаем Курбан-байрам. Да и в целом здесь комфортно жить представителям всех национальных диаспор. Так будет всегда. Мы на это обречены“;
в-пятых, мы слишком романтизировали такие периоды, как ВКЛ и Речь Посполитая. ”Средневековые олигархи свое богатство наживали на горбу народа, который сеял, пахал, строил. Народ жил тяжко. Но рассказывают ли об этом на экскурсиях в этих замках, в этих дворцах, которые мы восстановили, реставрировали? Это к вопросу об исторической правде и объективности“, – резюмировал белорусский лидер.
В минувшем году в Беларуси уделяли много внимания своему прошлому. Но тема себя не исчерпала. В связи с этим белорусским лидером поставлена задача: ”В определенной мере Год мира и созидания должен стать продолжением основной идеи Года исторической памяти. Потому что мир на земле немыслим без исторической памяти, а созидание – это преемственность исторического пути, это шаг в будущее“.
Не разрушение и огульное очернение прошлого, а терпеливое, эволюционное развитие – вот та идея, которой мы следуем более четверти века.
Глава государства обратил внимание на еще одну важную тему: государственная символика Беларуси – это своего рода хранитель исторической памяти. ”И тот факт, что государственных символов у нас три: герб, флаг и гимн, а государственный праздник посвящен только двум, наверное, это неправильно. Надо исправить эти недостатки“, – резюмировал Александр Лукашенко.
Серьезную проблему белорусский лидер видит и в вопросах защиты своего национального наследия. ”Мы всегда достаточно бережно относились к своей культуре, к народному творчеству. Но время ставит новые задачи. Мало беречь и возрождать. Актуальным стал вопрос о поэтапном культурном ”импортозамещении“, – убежден Президент.
В связи с этим Глава государства заявил, что пора уходить от культурных веяний и празднований, которые противоречат нашим христианским традициям и морали. ”Надо активней продвигать свои традиции, свои символы, своих артистов, художников и так далее. Тем более что спрос на отечественное, на родное растет… Люди хотят видеть не импортированные, а созданные в своей стране образы – если хотите, тренды – во всем“, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Экономика и развитие страны в санкционных условиях
Александр Лукашенко напомнил, что уже три десятилетия фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика. Эта политика успешна, а народ ее поддерживает. По всем показателям, характеризующим социальное неравенство, Беларусь относится к наиболее благополучным странам. Мы создали государство без олигархов, не допустили концентрации капитала и собственности в одних руках, все национальные богатства принадлежат народу. Поэтому именно экономика, которая обеспечивает социальную защищенность граждан, является главной мишенью Запада.
Обладание значительными, прежде всего, природными ресурсами, наряду с высоким уровнем промышленного производства и серьезными научными компетенциями – причина стремления устранить Беларусь как конкурента.
Президент коснулся реального сектора экономики, выразив особую благодарность всем, занятым в этом сегменте экономики: ”В ответ на экономический пресс санкций, подчеркну, абсолютно незаконных, вы снова показали наш несгибаемый белорусский характер… Наши предприятия работают, товары идут на новые рынки, несмотря на все эти санкции. Мы получили рекордное внешнеторговое сальдо почти 4,3 млрд долларов США (перешагнули даже максимум 2021 года), тем самым сохранив стабильность национальной валюты. Сдерживаем рост цен. Продовольственную безопасность обеспечили в полной мере, вырастив лучший урожай зерновых за последнее пятилетие. И никакой голод нам не страшен, свои продукты продаем по всему миру. Продовольственный экспорт впервые принес выручку свыше 8 млрд долларов США“.
При этом Александр Лукашенко убежден: наведем жесточайший порядок, будем соблюдать технологическую дисциплину и регламенты – результаты будут на порядок выше.
”Текущий год – это медиана пятилетней программы. В этот год мы должны выполнить все, что наметили, сработать так же, а может, и лучше, чем в прошлом году“, – напутствовал Глава государства.
По словам Президента, основополагающая роль принадлежит промышленному комплексу. ”Ежегодно рост в промышленности необходимо держать на уровне успешного 2021 года – 105 – 107%“, – поручил Александр Лукашенко.
В этом году задача – обеспечить рост ВВП около 4%, как это предписано пятилетней программой. Для достижения этой цели, по мнению белорусского лидера, необходимо:
во-первых, инициатива и активные действия. Только нестандартно мыслящие руководители, энтузиасты способны двигать отрасли и сферы вперед. Нужны люди смелые, которые не боятся брать на себя ответственность, не боятся выходить за границы инструкций, если того требует производственная необходимость;
во-вторых, место науки в развитии страны должно быть более заметным. Роль науки и ученых надо поднять на порядок. Не ученых надо подстегивать, а они должны ”двигать“ отрасли в новые технологические уклады в условиях острой конкуренции.
Наша наука может много: от искусственного интеллекта до жизненно важных лекарственных препаратов и технологий. Выставка ”Беларусь интеллектуальная“ это наглядно продемонстрировала;
в-третьих, импортозамещение и повышение доли инновационного производства – важнейшие задачи. Беларусь не должна зависеть от ”капризов“ западных политических элит, ограничивающих свободу цивилизованного бизнеса. Александр Лукашенко убежден: ”импорто-замещение – вопрос национальной безопасности. Здесь широкое поле для реализации самых смелых замыслов белорусских ученых“;
в-четвертых, больше внимания следует уделять выполнению экономических программ Союзного государства. Они ориентированы на поддержку единой системы приоритетов развития научно-технического пространства наших стран.
Сегодня успешно работаем в области космических технологий, медицины, биотехнологий, машиностроения, лазерной техники, микроэлектроники, агропромышленных технологий;
в-пятых, масштабная цифровизация. ”Поэтому создание отечественного софта и его внедрение должны стать безусловным приоритетом для всех организаций, занимающихся соответствующими разработками“, – подчеркнул Александр Лукашенко.
По его мнению, поддержку в создании новых информационных технологий должны получить не только резиденты Парка высоких технологий, но Национальная академия наук, производственные объединения и финансовый сектор, научные и образовательные учреждения;
в-шестых, надо серьезно вкладываться в производство. ”В этом году мы просто обязаны ”перевернуть“ инвестиционную тенденцию последних лет“, – заявил Глава государства.
По словам Президента, актуальна тема стимулирующих условий для инвесторов. Необходимо вовлечь их в проекты, где создается производство нужной нам продукции.
Нужен пакет дополнительных гарантий для ответственных инвесторов. Например, прямая покупка государством продукции, возмещение части капитальных вложений, создание готовых производственных площадок, инфраструктуры;
в-седьмых, сохранить набранный темп развития инженерно-транспортной инфраструктуры. Объемы дорожного строительства, ввода жилья, благоустройство населенных пунктов – залог комфортного проживания в регионах.
Александр Лукашенко потребовал вернуться к масштабному строительству бетонных автомагистралей.
Обращаясь к некоторым членам Правительства и местным органам, Президент подчеркнул: бетонные дороги – это спасение в наших погодных условиях, это долговечность.
При этом Глава государства заявил, что ”создание собственной портовой инфраструктуры и новые сухопутные маршруты в направлении Китая, Ирана и других стран Азии должны стать безусловным приоритетом нашей транспортной отрасли“.
Все эти задачи – вопрос не только материального благополучия Беларуси. Будем и впредь сами себя кормить, одевать, обеспечивать жильем и прочими благами цивилизации – будем сами решать, как нам жить.
Социальная справедливость
Народ – единственный источник государственной власти и носитель суверенитета. Эта норма Конституции предопределяет главный принцип нашей политики – социальную справедливость. И мы будем следовать ему, что бы ни происходило в мире и в стране. Мы не ради красивого словца называем человека главной ценностью. Соблюдение прав граждан Беларуси – незыблемый постулат в нашем государстве.
Причину многих сегодняшних потрясений в мире Александр Лукашенко видит именно в желании транснациональных корпораций вернуться к жесткой эксплуатации людей. ”Под угрозой все завоевания трудового народа за последние 100 с лишним лет: от бесплатных медицины и образования до социальных пакетов и пенсий. Человечество плавно ведут к так называемому новому миру, в котором будут миллиарды лишних людей – бесправных, голодных, нищих, но зато якобы свободных в самых разнообразных либералистических проявлениях… Люди это чувствуют и выходят на улицы. Посмотрите, что происходит на Западе и в той же Франции“, – отметил Глава государства.
Беларусь идет своей дорогой, пытается поддержать свой народ, своих трудящихся людей. Президент убежден, что мы должны создать общество справедливости. ”Хорошо учился, закончил вуз или не закончил, руки золотые, хороший специалист – у нас есть место, где можно заработать…Зарплата должна быть заработана. Это справедливый подход“, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Справочно:
Результаты опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в феврале 2022 г., показали, что материальное положение своих семей 30,7% населения республики называют в той или иной степени ”хорошим“, 58,3% – ”средним“, ”плохим“ – 10,2% (вопрос подразумевал один вариант ответа).
Особое внимание в Беларуси уделяется пожилым гражданам. Пенсии в прошлом году повышались трижды. Для будущих пенсионеров заработала программа накоплений на пенсию с государственной поддержкой (программа ”3 + 3“). ”Скажите, где еще, в какой стране вы найдете такой пример? Особенно сегодня“, – справедливо отметил Глава государства.
”Рост доходов в этом году должен превысить 4% в реальном выражении“, – озвучил Александр Лукашенко первоочередную задачу.
В республике приняты жесткие решения по регулированию цен: никому не позволено безосновательно повышать цены и обирать людей.
Один из ключевых компонентов инфляции – тарифы на жилищно-коммунальные услуги. В Беларуси не планируется повышать платежи для населения более чем на 5 долларов США в эквиваленте. ”Вопросы обеспечения бытового комфорта должны быть на жестком контроле у всей вертикали власти – от председателей райисполкомов до Премьер-министра“, – потребовал Александр Лукашенко.
В очередной раз Президент обратил внимание присутствующих: ”Каждый уголок нашей Родины имеет свой неповторимый культурный и природный колорит. Но экономическое развитие всех областей должно быть справедливым и сбалансированным. Это – приоритет программы развития регионов. Нельзя допустить разделения нашей компактной страны на Минск и остальную Беларусь! Мы – семь ”я“ – шесть областей и столица. Это наш лозунг. Присущие региону преимущества должны стать источниками его развития“.
Справочно:
Результаты опроса, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в феврале 2022 г., показали, что жителей республики в целом устраивают условия проживания в своих населенных пунктах. Наибольшая степень удовлетворенности наблюдается по таким позициям, как наличие аптек и аптечных киосков (90,6%), работа объектов торговли (88,7%), охрана общественного порядка (86,2%), функционирование объектов банковской сферы (81,4%) и общественного транспорта (73,4%) (вопрос подразумевал несколько вариантов ответа).
В этой связи Глава государства поручил Правительству и руководителям областей обратить серьезное внимание на недопущение гиперцентрализации и стягивания всех ресурсов в г.Минск. ”Мы давно и много говорим о деурбанизации, создании комфортных условий для жизни в сельской местности“, – напомнил белорусский лидер. Реализация в текущей пятилетке принципа ”один район – один проект“ призвана способствовать созданию новых рабочих мест и занятости населения.
Что касается закрепляемости кадров, то планируется строить арендное жилье и предоставлять право на его выкуп по истечении определенного срока, но при соблюдении жесточайших условий.
”Правительство должно выработать концептуальные направления государственной политики регионального развития“, – резюмировал Александр Лукашенко.
Особое внимание Глава государства уделил вопросам здоровья нации и семейных ценностей. Затрагивая тему качественной медицины Александр Лукашенко напомнил, что на особом контроле – производство белорусских лекарственных препаратов. Их долю необходимо постоянно повышать, ассортимент – расширять. Такие же требования к отечественным технологическим инновациям и оборудованию.
”Все объекты здравоохранения страны должны быть образцом комфорта и стерильности. Губернаторы и министр обязаны держать этот вопрос на жесточайшем контроле“, – напутствовал Президент.
Еще важнейшая задача здравоохранения – четкая работа на раннее выявление факторов риска заболеваний, а значит, их предупреждение. Все должны проходить обязательную диспансеризацию. Это ответственность не только врачей, но и каждого из нас.
При этом Глава государства подчеркнул, что особое внимание необходимо уделять нашим маленьким гражданам. ”Для них необходимо создавать самые комфортные условия! Здоровье детей – это вопрос в том числе демографической безопасности, без чего нет смысла думать о завтрашнем дне“, – отметил он.
В стране оказывается масштабная поддержка семьям, воспитывающим детей. Будущие мамы окружены заботой. Наша система здравоохранения берет под патронат малышей еще до их рождения, система образования создает условия по уходу за детьми с раннего возраста (ясельная группа, детский сад), за мамой сохраняется рабочее место.
Для многодетных – особые условия: жилье, семейный капитал, бесплатное питание в детском саду, школе и многое другое.
Справочно:
По данным опроса, проведенного во II квартале 2022 г. по заказу БИСИ Центром социально-гуманитарных исследований БГЭУ, для белорусов наиболее значимыми показателями высокого качества жизни являются: достаток в семье (59%); возможность не экономить и не отказывать себе в самом необходимом (56%); уверенность в завтрашнем дне (45%); хорошее здоровье (44%); жилищные условия (42%); возможность отдыхать, проводить отпуск так, как хочется (40%) (вопрос подразумевал несколько вариантов ответа).
Вопросы демографической безопасности – тема не только экономических мер. Есть факторы, которые, по мнению белорусского лидера, нивелируют все усилия государства по созданию благоприятных условий для роста населения:
во-первых, западная мода на чайлдфри. Любая популяризация идей бездетной семейной пары в нашем информационном, культурном пространстве должна пресекаться;
во-вторых, опасная тенденция дольше пожить для себя, откладывая рождение ребенка. Парадигму такого мышления надо менять;
в-третьих, надо разрушать стереотип: либо карьера, либо семья. Сегодня в государстве созданы все условия, чтобы женщина могла реализовать себя как мама и как профессионал.
”Культ полноценной семьи с двумя и более детьми должен быть стилем жизни белорусов. Только так мы сможем быть уверены, что следующие за нами поколения будут прирастать, а значит, крепко держать суверенитет в своих руках и гарантированно жить в мире“, – констатировал Александр Лукашенко.
Справочно:
По данным исследования, проведенного во II квартале 2022 г. по заказу БИСИ Центром социально-гуманитарных исследований БГЭУ, отвечая на вопрос ”Как изменится, по Вашему мнению, в ближайшие 5–6 лет форма семейно-брачных отношений белорусов?“ абсолютное большинство населения (87%) отметило, что основной формой семьи останется зарегистрированный брак мужчины и женщины (вопрос подразумевал несколько вариант ответа).
При этом Глава государства считает, что именно СМИ, кинопроизводство, культурные проекты и др. должны работать на идею возрождения традиций классической семьи.
Справочно:
По данным опросов, проведенных в 2021–2022 гг. Институтом социологии НАН Беларуси, доверие к государственным СМИ с 38,4% в 2021 году возросло до 49,6% в 2022 году. Вместе с тем позиции негосударственных СМИ падают: с 12,4% в 2021 году до 6,5% в 2022 году (вопрос подразумевал один вариант ответа).
Одновременно Президент заявил, что на белорусской земле находят новый дом и новую родину тысячи иностранцев. ”Одни прячутся от войны, другие ищут социальной стабильности и защищенности, кто-то бежит от пороков и гари западной цивилизации… Как правило, это люди с компетенциями, образованные, умные, с золотыми руками. Они хотят развиваться, учиться, созидать“, – отметил он.
Глава государства акцентировал внимание на том, что стóит подумать о создании для них определенных условий, которые бы стимулировали переезд к нам таких людей. В том числе для тех, кто хочет перевезти свой бизнес в нашу страну.
Далее Президент коснулся вопроса образования, отметив, что сегодня Беларусь является образовательным хабом Восточной Европы, где созданы все условия для получения фундаментального и прикладного образования по самому широкому спектру специальностей.
При этом, во-первых, отечественное образование должно отвечать запросам белорусской экономики. ”Вся система образования должна быть устремлена в будущее, формировать работника нового типа – грамотного, гибкого, инициативного, готового жить и трудиться в открытом информационном обществе“, – подчеркнул белорусский лидер.
Во-вторых, сохранение преемственности наших традиционных ценностей (главная – любовь к своей стране) лежит на плечах воспитателей, школьных учителей, преподавателей учреждений высшего образования. Александр Лукашенко напомнил: воспитать патриота может только патриот.
Справочно:
Результаты исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в августе – сентябре 2022 г., показывают, что 48% белорусов считают, что быть патриотом – значит жить и работать в Беларуси, 37,6% – быть готовым в трудное время защищать свою страну, 35,7% – уважать государственные символы и историю Беларуси, 35,2% – любить белорусскую культуру и язык, 32,6% – вести активную деятельность на благо страны, чувствовать тесную связь с белорусами – 21% опрошенных, соотносить собственные интересы с интересами белорусского государства – 19,4% (вопрос подразумевал несколько вариантов ответа).
Респонденты отметили, что патриотические чувства формируют: семья – 66,4%; учреждения образования – 51,1%; средства массовой информации – 38,5%; друзья, знакомые – 20%; идеологические службы по месту работы/учебы – 16,5%; известные, авторитетные люди – 15%; учреждения культуры – 15%; общественные объединения и организации – 12,5%; профсоюзные организации – 9,5%; религиозные организации – 5,5% (вопрос подразумевал несколько вариантов ответа).
Независимая внешняя политика
Самостоятельность внешней политики – это роскошь в современном мире, позволить себе которую могут не все народы и государства. Тем более сегодня, когда глобальное противостояние с окончания Второй мировой войны достигло наивысшего предела.
По мнению белорусского лидера, есть только один индикатор внешнеполитической самостоятельности государства – политическая воля лидера. При этом Александр Лукашенко справедливо отметил, что ”как только появилась своя валюта в Евросоюзе, евро, конкурентная валюта, американцы начали душить своих у которых и так мало было суверенитета“. Идет разрушение Европы. Сегодня народы Европы втянуты в безрассудную гонку вооружений, погружены в экономическую стагнацию, нравственную депрессию. Их вовлекают в конфликт с Россией, в противоборство с Китаем.
По словам Президента, ”Европа может сохраниться только с нами, прежде всего с Россией. Если Европа объединится с Россией, это будет такой полюс, с которым никто не справится“.
Президент поставил актуальные вопросы: ”когда мир меняется, должны ли мы под него подстраиваться или мы должны участвовать в его изменении? Быть сторонним наблюдателем, проглатывая чужие идеи, чуждые нам решения, или действовать – действовать активно со своими союзниками? Приспосабливаться или участвовать в изменении?“.
В связи с этим Глава государства заявил: ”где нужно для страны, там нужно подстроиться. Но участвовать в изменении этого мира мы должны, ибо сделают без нас. И наши интересы там учтены не будут. По-моему, это по-белорусски“.
Беларусь – небольшое по мировым меркам государство, но наша роль может быть значимой только, если мы едины.
По словам Президента, за все годы независимости Беларусь не находилась в столь тревожной и угрожающей ее безопасности ситуации, как сегодня. ”За нас серьезно взялись. За кордоном готовят боевиков из числа беглых, на горбу которых НАТО планирует влезть к нам и устроить военную заварушку“, – констатировал Глава государства.
Справочно:
Глава государства привел шесть основных фактов в качестве доказательства того, что Беларусь втягивают в войну:
на военные нужды только в 2023 году Польша планирует направить около 21 млрд евро (примерно 3% от ВВП), что на 70% больше, чем в предшествующем 2022 году. К 2024 году эта цифра может вырасти в 28 млрд евро – больше 4% от ВВП;
усиленными темпами идет перевооружение армии. В ближайшее время Польша получит 366 танков ”Абрамс“ и тысячу южнокорейских ”Черных пантер“, 900 самоходных гаубиц К9А1, 38 пусковых установок РCЗО ”Хаймарс“, 50 ПТРК ”Джавелин“, 1,5 тысячи БМП ”Барсук“, которые они производят сами;
принято решение об увеличении численности вооруженных сил до 300 тысяч человек к 2035 году, то есть практически в два раза больше, чем Польша располагает сегодня;
ускоренными темпами идет переброска войск НАТО на восток. Группировка блока только в Польше и странах Балтии сегодня насчитывает более 21 тысячи военнослужащих, две с половиной сотни танков, почти 500 бронемашин, около 150 самолетов и вертолетов;
полным ходом идет формирование полков, хоругвей, легионов для последующего переворота в Беларуси;
одновременно готовят и забрасывают террористов в нашу страну для проведения диверсий и актов устрашения. Пытаются создать подпольные экстремистские ячейки для координации протестной деятельности. Передают вооружение и финансовые средства.
Наш внешнеполитический ответ, по мнению белорусского лидера, на всю эту ”вакханалию“ – в ускоренном развитии отношений с нашими ближайшими союзниками. И так называемый разворот на Восток в нашей политике – разумная реальность, продиктованная духом времени.
В этих условиях активизация взаимодействия Беларуси, России, Китая, Ирана, стран Ближнего Востока, других конструктивных центров силы представляет реальную угрозу концепции однополярного мира. ”Какой наш общий ответ? Он в единстве и общих подходах к формированию справедливого и многополярного мира, основанного на созидании и уважении культурно-исторического многообразия, а также на взаимной поддержке друг друга“, – резюмировал Александр Лукашенко.
Приоритет во внешней торговле мы отдаем стратегическим партнерам и союзникам – прежде всего России и Китаю.
Именно союзное строительство способствовало решению очень сложных социально-экономических вопросов, позволив нашим странам формировать условия для устойчивого роста экономик, увеличения товарооборота, успешно координировать внешнюю политику, повышать обороноспособность, сохранять общее социальное и гуманитарное пространство.
Справочно:
По данным социологического исследования, проведенного в сентябре 2022 г. Институтом социологии НАН Беларуси, создание Союзного государства в 1999 году положительно оценивают почти 70% респондентов (вопрос подразумевал несколько вариантов ответа).
”Экспорт наших товаров в Россию в прошлом году вырос в полтора раза и составил более 23 млрд долларов США. Общая торговля (товары и услуги) перешагнула рубеж в 50 млрд долларов США“, – отметил белорусский лидер.
Логическим результатом нашего взаимодействия с Китаем стал выход на статус всепогодного и всестороннего стратегического партнерства, за которым стоит освоение новых перспективных направлений по всем ключевым темам, причем независимо от любых внешних факторов. ”Только в 2022 году наш экспорт вырос почти в два раза – до 1,6 млрд долларов США. Китайские инвестиции, технологии и медицина прочно вошли в нашу жизнь. Количество резидентов индустриального парка ”Великий камень“ перевалило за сотню“, – заявил Глава государства.
В целях экономической консолидации Евразии следует интенсифицировать сотрудничество региональных интеграций – ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, а также выйти на более плотное взаимодействие с ШОС и БРИКС.
Беларусь работает над тем, чтобы на долгосрочную перспективу усилить вектор нашего взаимодействия с широким кругом стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Беларусь открыта для всякого диалога, в том числе с нашими соседями, европейцами. Мы готовы сотрудничать и делать все то, что возможно в нынешних условиях. Потому что Беларусь – это Европа. Это ее географический центр. Отгородиться от нас не удастся никакими заборами с колючей проволокой ни полякам, ни литовцам, ни латышам. Но нам нужна новая Европа, по-настоящему независимая, добрососедская.
”Мы, со своей стороны, всегда готовы к предметному обсуждению любых интересующих сфер. Но наша позиция неизменна: только с теми, кто уважает белорусский народ, его выбор и традиции. Только при условии соблюдения наших национальных интересов“, – констатировал Президент.
Обороноспособность и безопасность государства
Чем больше мы хотим жить в мирном суверенном государстве – тем сильнее мы должны быть. А это значит, что государству нужна сильная и вооруженная по последнему слову техники армия, а также важно развивать собственную военную промышленность, чтобы ни от кого не зависеть в этом вопросе. Это аксиома.
При этом Александр Лукашенко подчеркнул, что Беларусь – миролюбивая страна. ”Мы не планируем ни на кого нападать, не хотим ни с кем воевать. Не хотим. Мы до сих пор еще не захоронили последнего солдата и мирного жителя, которых потеряли в годы Великой Отечественной. И всем сердцем хотим, чтобы эта война осталась последней в истории нашей земли“, – подчеркнул Глава государства.
Однако жизнь заставляет нас ”порох держать сухим“, поскольку сегодня имеется глобальная потеря доверия между государствами. По мнению белорусского лидера, ”Соединенные Штаты Америки и сателлиты, как империалисты прошлых столетий, видят единственный выход в войне и не хотят на равных с международным сообществом решать вопросы безопасности и мира“. Поэтому мы готовы к любому развитию событий.
Александр Лукашенко напомнил: любое посягательство на суверенную территорию Беларуси, нашу военную и гражданскую инфраструктуру получит немедленный ответ.
Касаясь вопроса тактического ядерного оружия, Глава государства подчеркнул, что ”мы должны просто сегодня сохранить суверенитет и независимость. И мы будем их сохранять и обеспечивать чем только возможно, в том числе и ядерным арсеналом“.
Правительство, оборонный сектор экономики принимают меры по активному техническому переоснащению нашей армии. Белорусский лидер выразил уверенность, что ”эти меры надолго отрезвят всех заокеанских ястребов и их сателлитов“.
Глава государства акцентировал внимание на том, что ”мы должны быть готовы нанести неприемлемый ущерб агрессорам. Если они будут знать, что ответ будет таким, который им неприемлем, они никогда сюда не ступят. У нас для этого все есть“.
Президентом поручено всем силовым ведомствам страны сохранить мир на белорусской земле, чего бы это ни стоило.
Боевое дежурство по противовоздушной обороне уже больше года непрерывно осуществляется в усиленном режиме. Укреплены подразделения охраны границ. Совместно с милицией и КГБ на постоянной основе осуществляются контрразведывательные мероприятия и обеспечивается общественная безопасность на приграничных территориях.
В целях предотвращения возможных провокаций со стороны украинских националистов для прикрытия государственной границы на южное направление выведена часть сил специальных операций и другие подразделения белорусской армии.
Под постоянным контролем находятся западные рубежи. Усилена охрана приграничных с Польшей и Литвой. На данных направлениях воинские части находятся в постоянной готовности. Понимая, что Беларусь стоит на прикрытии западного фланга Союза Беларуси и России, принято решение о частичном развертывании региональной группировки войск.
В Беларуси далеко продвинулись в развитии территориальной обороны: во-первых, создан механизм формирования народного ополчения. Отчасти с этим связана планово-организационная работа военных комиссариатов на предприятиях и в организациях. Цель этой работы – иметь объективные данные о состоянии численности военно-обученного резерва, если Отечество будет в опасности;
во-вторых, каждый как минимум должен научиться держать в руках ружье, чтобы уметь защитить мир на своей земле.
Мы все хотим жить под мирным небом, жить в мире со всеми народами. В этом желании не все, но многое зависит от нас самих.
Суверенитет, независимость не даются раз и навсегда. Это постоянная необходимость демонстрировать, что у нас есть воля, есть свои ценности, свои традиции и свой исторический путь. Путь мира и созидания.
”Беларусь – это наша земля. Только мы сами знаем, как должна развиваться Беларусь, только мы определяем и будем определять стратегию этого развития, только мы несем реальную ответственность за свое будущее“, – подвел итог Президент.