ЕДИ февраль 2023

Обеспечение военной безопасности – важнейший фактор развития Республики Беларусь в современных условиях

Заложенные в Советском Союзе военные традиции мужества, преданности Отечеству, нерушимого боевого братства продолжают определять облик современной белорусской армии. За более чем вековую историю она не единожды становилась на защиту свободы и независимости Родины, являясь подлинной гордостью своего народа. Величайшим примером самоотверженности и стойкости защитников Отчизны явилась героическая борьба за освобождение Беларуси от фашистских оккупантов.

Сегодня Вооруженные Силы Республики Беларусь продолжают оставаться ключевым элементом стратегического сдерживания, обеспечивающим предотвращение угрозы применения военной силы против нашей страны.

 

  1. Особенности современной военно-политической обстановки

На фоне продолжающегося глобального геополитического переустройства коллективный Запад наращивает усилия по формированию однополярного мира, активно подавляя инакомыслие и поощряя русофобские взгляды. Европейская архитектура безопасности переживает серьезный системный кризис. Налицо дефицит понимания по самому широкому кругу ключевых вопросов. Нет видимых признаков готовности ведущих ”игроков“ к поиску компромиссов. Это негативно отражается на обстановке, складывающейся в различных регионах мира (эскалация напряженности в Украине, на севере Косово, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и др.).

Как показало время, в Европе нацизм не был искоренен в послевоенные годы и находился в латентном состоянии. При поддержке Вашингтона и ряда европейских государств в приграничных с нами странах планомерно взращивались полуфашистские правящие режимы, насаждающие неонацизм на государственном уровне.

Справочно:

Ярким примером такого положения дел являются итоги состоявшегося в декабре 2022 г. в Генеральной Ассамблее ООН голосования по ежегодной резолюции о борьбе с героизацией нацизма и неонацизмом. В этот раз против данного документа выступили 50(!) стран (США, большинство стран Евросоюза и др.); за – 120, воздержались – 10.

Суверенное белорусское государство находится в эпицентре мировых событий и интересов глобальных игроков.

Мы не можем исключать, что против нашей страны может быть развернута агрессия. По крайней мере, такую готовность со стороны наших соседей мы видим. Знаем, кто подталкивает в спину… этих самых соседей для того, чтобы они создавали напряженность на наших границах“, – констатировал Глава государства А.Г.Лукашенко 22 декабря 2022 г. на совещании об итогах проверки силового блока страны.

Министерство обороны Республики Беларусь отмечает следующие основные тенденции, свидетельствующие о наличии прямых вызовов военной безопасности Республики Беларусь.

  1. Усиление военной активности США и Североатлантического союза на восточноевропейском направлении. Сегодня в Европе на постоянной основе дислоцируется более 60 тыс. военнослужащих США, оснащенных современным ударным вооружением, а также около 35 тыс. в рамках проводимых операций в Восточной Европе, из которых более 22 тыс. сконцентрировано в Польше и странах Балтии.

На Западе идут интенсивные военные приготовления. В Польше и странах Балтии практически завершена реконструкция большинства аэродромов; активно модернизируются военно-морские базы и порты; создаются передовые плацдармы для заблаговременного хранения техники и запасов материальных средств армии США.

Проводятся мероприятия оперативной и боевой подготовки, интенсивность которых ежегодно повышается с одновременным увеличением количества привлекаемых сил и средств. Только в 2022 году в Европе проведено более 40 учений, в которых приняли участие свыше 100 тыс. человек.

Свидетельством приверженности Вашингтона курсу на применение военной силы в качестве главного внешнеполитического инструмента является проект военного бюджета на 2023 год в рекордном размере – 847,3 млрд. долларов США, что почти на 12% больше, чем в предыдущем.

  1. Беспрецедентная поддержка США и коллективным Западом Украины. Непрекращающиеся финансовые вливания, ”накачивание“ украинской армии современными образцами вооружения и техники – все это объективно ведет к затягиванию военного противостояния на Украине. Такое положение дел несет риски и вызовы военной безопасности для нашего государства. В условиях усиленного присутствия украинских подразделений в приграничных с нашей страной районах сохраняется вероятность возникновения вооруженных провокаций.

Серьезные вызовы формируют действующий на Украине ”черный рынок“ оружия и его контрабанда в другие регионы, а также националистические воинские формирования (наподобие т.н. полков ”Погоня“ и ”Калиновского“), готовые при поддержке стран Запада развязать кровавую бойню на белорусской земле.

  1. Наращивание антибелорусской информационной кампании. Усиливается деструктивное информационное воздействие на сознание и мировоззрение белорусского населения с целью дискредитации руководства страны, Вооруженных Сил и других силовых структур.
  2. Попытки реализации силового сценария смены власти в Беларуси под общим названием ”план Перамога“. Западные стратеги рассчитывают развязать в Беларуси гражданскую войну руками ”беглой“ оппозиции. Ожидается наращивание активности деструктивных сил по раскачиванию обстановки в нашей стране в ходе электоральных кампаний 2024–2025 годов.

В целях своевременного и адекватного реагирования на существующие и потенциальные риски и вызовы военной безопасности в Беларуси реализуется соответствующий комплекс мероприятий. Вопросы обеспечения военной безопасности находятся под постоянным личным контролем Главы государства А.Г.Лукашенко. ”Если хочешь мира, готовься к войне… Мы уже в пятый раз, наверное, модернизируем свои Вооруженные Силы, приспосабливая к той обстановке, которая складывается… Извлекаем уроки из войн и конфликтов, которые происходили и происходят на планете, – подчеркнул белорусский лидер 4 октября 2022 г. на совещании по вопросам военной безопасности.

 

  1. Военная безопасность – важнейшая составляющая национальной безопасности Республики Беларусь

Вооруженные Силы составляют основу военной организации нашего государства и предназначены для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, сохранности ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.

Справочно:

Национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз (действий другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающих на реальное намерение применить вооруженную силу против Республики Беларусь).

В начале 1990-х годов перед суверенным белорусским государством встали сложнейшие задачи создания собственных Вооруженных Сил. Их строительство фактически началось с упразднением 20 марта 1992 г. Белорусского военного округа. Однако первоначальные попытки реформирования округа в Вооруженные Силы в основном были сведены к механическому сокращению группировки войск.

После избрания в 1994 году А.Г.Лукашенко Президентом Республики Беларусь военное строительство приобрело системный, концептуальный характер.

Белорусский лидер поставил задачу по обеспечению военной безопасности страны, определил стратегию и направления реформирования Вооруженных Сил.

Министерство обороны Республики Беларусь 1 ноября 1994 г. было переведено на новый штат. Советом Безопасности Республики Беларусь 27 марта 1995 г. была утверждена первая Концепция национальной безопасности. Военнослужащих освободили от исполнения несвойственных им задач. В 1996 году был разработан План реализации концепции военной реформы в Республике Беларусь до 2000 года. В результате была создана эффективная система государственного управления, сохранены и укреплены структуры обеспечения национальной безопасности и обороноспособности.

В 2001 году, с окончанием первого этапа реформирования Вооруженных Сил, Главой государства были утверждены Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года, Программа завершения реформирования Вооруженных Сил на 2001– 2005 годы, план их строительства до 2006 года.

В 2007–2011 годах основные усилия были направлены на внедрение в Вооруженных Силах инновационных достижений, недопущение перерастания военной опасности в военную угрозу, а в случае возникновения такой угрозы или нападения на Беларусь – обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства. Армию стали приводить в соответствие с уточненными в 2010 году в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь внутренними и внешними источниками угроз национальной безопасности.

В 2015 году Главой государства были конкретизированы основные направления строительства белорусской армии в современных условиях. Определена приоритетная задача – максимально адаптировать Вооруженные Силы к реагированию на возможные вызовы и угрозы. Пристальное внимание уделялось увеличению боевого состава сил постоянной готовности, развитию мобильного компонента.

В декабре 2019 г. Президентом Республики Беларусь были утверждены План обороны на очередное пятилетие и Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. В них уточнена система управления государством на военное время, определены перспективные направления совершенствования всей военной организации, сделан акцент на предотвращении развязывания агрессии, стратегическом сдерживании.

Итоги строительства белорусской армии:

оптимизация боевого и численного состава Вооруженных Сил с учетом уточнения задач по предназначению;

избирательное перевооружение на новые комплексы и системы вооружения и военной техники;

сохранение кадрового потенциала Вооруженных Сил, повышение уровня укомплектованности должностей офицерским составом, прапорщиками, военнослужащими, проходящими службу по контракту;

избавление от невостребованных материальных средств, мест их хранения, других объектов путем утилизации и реализации вооружения, техники и боеприпасов, передачи высвобождаемых городков местным органам власти.

В настоящее время нормативную правовую основу обеспечения военной безопасности в Республике Беларусь составляют:

Конституция Республики Беларусь;

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Главой государства 9 ноября 2010 г. (в настоящее время готовится новая редакция с учетом развития военно-политической и военно-стратегической обстановки, трансформации существующих и появления новых источников военных угроз, необходимости дальнейшего совершенствования системы обеспечения военной безопасности);

Военная доктрина Республики Беларусь и Военная доктрина Союзного государства;

законы Республики Беларусь в области обороны (”Об обороне“, ”О Вооруженных Силах Республики Беларусь“ и др.);

Концепция строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2030 года;

План строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2021–2025 годы;

международные договоры в сфере обеспечения военной безопасности.

Главная роль в обеспечении безопасности нашей страны отведена Главе государства. Он обладает широкими полномочиями в сфере обеспечения национальной безопасности (ему предоставлено право формировать и возглавлять Совет Безопасности Республики Беларусь, являться Главнокомандующим Вооруженными Силами).

Президент Республики Беларусь как единолично, так и совместно с другими государственными органами может (в некоторых случаях обязан) принимать оперативные решения как в мирное время, так и в условиях, вызванных экстраординарными обстоятельствами, угрожающими безопасности страны. События 2020 года на практике показали решительность белорусского лидера принимать действенные меры к сохранению спокойствия и стабильности в государстве.

В 2021 году – начале 2023 гг. были предприняты следующие меры по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь:

постоянный мониторинг международной военно-политической и стратегической обстановки вокруг нашей страны, прогнозирование ее развития для выработки исчерпывающих мер по обеспечению военной безопасности;

своевременное, детальное и адекватное складывающейся военно-политической обстановке, экономическим возможностям нашего государства планирование противодействия;

совершенствование законодательства Республики Беларусь по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя;

уточнение основных направлений и приоритетов военного строительства и развития Вооруженных Сил на ближайшую перспективу;

поддержание требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;

укрепление в обществе чувства патриотизма и готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь, воспитание сознательного отношения граждан Республики Беларусь к ее вооруженной защите;

противодействие разведывательной деятельности других государств, а также негосударственных субъектов, в целях защиты сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь;

укрепление системы коллективной безопасности ОДКБ, развертывание российской части региональной группировки войск (сил) на территории Республики Беларусь;

проведение мероприятий по усилению охраны и защиты Государственной границы Республики Беларусь, в том числе с Украиной.

 

  1. Вооруженные Силы Республики Беларуси на современном этапе

Военная доктрина Республики Беларусь носит сугубо оборонительный характер. Наша страна исходит из того, что ни одно из государств не является для нее противником. В то же время белорусское государство будет отстаивать свои национальные интересы с использованием всех имеющихся средств, в том числе посредством применения военной силы, и оставляет за собой право принятия комплекса превентивных мер стратегического сдерживания в целях недопущения нападения или нейтрализации внутреннего вооруженного конфликта.

В настоящее время в Беларуси существует смешанный тип комплектования армии, при котором сохраняются как срочная военная служба, так и служба по контракту. И такая система полностью себя оправдала. Вопрос о нецелесообразности призыва и необходимости перехода к полностью профессиональной армии с повестки дня снят. Во-первых, каждый мужчина должен быть способен защищать свою Родину, причем не за денежное вознаграждение, а потому, что это – его земля и Отечество. Во-вторых, армия выступает важным социальным институтом, объединяющим разные социальные группы и слои вокруг единых общенациональных ценностей и идеалов. И, в-третьих, на сегодняшний день порядка 40% от общего числа солдат и сержантов уже служат на контрактной основе, укрепляя общий потенциал белорусской армии.

Справочно:

Характерно, что в Польше в 2022 году был принят закон ”О защите Отечества“, восстанавливающий срочную военную службу и регламентирующий обязательную военную службу для женщин. В Литве военный призыв возобновили в 2015 году, сославшись на ”сложную геополитическую обстановку“. В Грузии к обязательному призыву вернулись в 2017 году.

Общая численность Вооруженных Сил Республики Беларусь составляет около 70 тыс. человек. Главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Центральные органы военного управления: Министерство обороны Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Сухопутные войска Вооруженных Сил Республики Беларусь – самый многочисленный и разносторонний по боевому составу вид Вооруженных сил. Обладают большой огневой и ударной мощью, высокой маневренностью; предназначены для решения задач по отражению ударов противника и его разгрому в случае развязывания им агрессии.

Основу Сухопутных войск составляют оперативные объединения (Западное и Северо-западное оперативные командования), способные в условиях мирного времени выполнить задачи по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, а при необходимости вести локальную войну, обеспечивая своевременное оперативно-стратегическое развертывание всех Вооруженных Сил, всей военной организации государства. Имеют в своем составе механизированные соединения, ракетные войска и артиллерию, войсковую ПВО, специальные войска, части и учреждения тылового и технического обеспечения.

Справочно:

На вооружении Сухопутных войск состоят танки Т-72 различных модификаций, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-80, БТР-82А, высокоточные ракетные комплексы ”Точка-У“, реактивные системы залпового огня: ”Полонез“, ”Смерч“, ”Ураган“, ”Град“, самоходные артиллерийские установки: 2С1 ”Гвоздика“, 2С3М ”Акация“, 2С5 ”Гиацинт“, 2С19 ”Мста“, буксируемые артиллерийские орудия, противотанковые ракетные комплексы и минометы, зенитные установки ЗУ-23-2, переносные зенитные ракетные комплексы ”Оса-АКМ“, ”Игла“, зенитные ракетные комплексы ”Стрела-10“, зенитный пушечно-ракетный комплекс ”Тунгуска“ и другие.

Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны – этот вид Вооруженных сил предназначен для ведения борьбы со средствами воздушного нападения в воздухе и на земле, прикрытия административных, промышленных, экономических центров, районов, объектов, группировок войск от ударов противника; поражения с воздуха объектов системы государственного и военного управления, военно-экономического потенциала, транспортных коммуникаций и войск противника; авиационной поддержки Сухопутных войск и решения других задач.

В состав ВВС и войск ПВО входят: авиация, зенитные ракетные войска (далее – ЗРВ); радиотехнические войска; специальные войска и службы.

Справочно:

На вооружении ВВС состоят: истребители МиГ-29, многоцелевые самолеты Су-30СМ, штурмовики Су-25, учебно-боевые самолеты Як-130, Л-39, вертолеты Ми-8 и Ми-24 различных модификаций, транспортные самолеты Ан-26 и Ил-76.

На вооружении соединений и воинских частей ЗРВ состоят зенитные ракетные комплексы и зенитные ракетные системы различной классификации: средней дальности С-300ПС и С300ПТ; малой дальности ”Бук“, ”Тор-М2“ и ”Оса-АКМ“.

Радиотехнические войска имеют на вооружении радиолокационные станции отечественного производства ”Противник“, ”Сопка“, ”Восток“, ”Роса“, необходимые, в том числе, для обнаружения низколетящих целей.

Силы специальных операций Вооруженных Сил предназначены для выполнения различных задач в целях недопущения эскалации (обострения) или прекращения вооруженного конфликта в отношении Республики Беларусь со стороны любого агрессора и выступают одним из основных элементов стратегического сдерживания.

Подготовка военных кадров осуществляется военными учебными заведениями.

Справочно:

Обучение офицеров с высшим военным специальным образованием для замещения первичных офицерских должностей (с присвоением звания ”лейтенант“) производится Военной академией Республики Беларусь, военными факультетами БГУ, БГУИР, БГАА, ГрГУ, военно-техническим факультетом БНТУ, военно-транспортным факультетом БГУТ, военно-медицинским институтом БГМУ, а также в 14-ти военных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.

Для обучения граждан мужского пола по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса предназначены 6 военных кафедр в составе учреждений высшего образования Беларуси.

Важнейшим объединяющим фактором между государством и обществом, позволяющим сплотить и мобилизовать граждан к обороне и борьбе с противником, привлечь местные ресурсы для общего дела является территориальная оборона. В военное время создаются территориальные войска.

Справочно:

В качестве приоритетного направления рассматривается также создание и развитие народного ополчения, как возможности обеспечения всенародного характера защиты Отечества.

Государство постоянно держит в поле зрения вопросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Так, на совещании у Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 6 декабря 2022 г. был предметно рассмотрен вопрос обеспечения жильем военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Серьезное внимание в Вооруженных Силах отводится вопросам воспитания личного состава. Система идеологической работы Вооруженных Сил, включает работу с военнослужащими и гражданским персоналом, населением страны и международной общественностью.

Основу работы с населением составляет патриотическое воспитание граждан, в том числе в рамках Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы.

С сентября 2021 г. в учреждениях общего среднего образования введена должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию, главная задача которого заключается в организации и координации работы учреждения по соответствующему направлению.

Одной из форм работы с учащейся молодежью стала деятельность военно-патриотических клубов на базе воинских частей.

Справочно:

18 военно-патриотических клубов с общим количеством воспитанников более 1500 человек действуют на территории воинских частей внутренних войск МВД. Также создано 9 клубов при воинских частях (263 учащихся), подчиненных Министерству обороны.

Кроме того, в учреждениях общего образования функционирует 755 объединений по интересам военно-патриотического профиля, в которых занимается 10970 обучающихся; в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи – 213 объединений с охватом 3579 обучающихся.

На протяжении 20 лет Минобразования во взаимодействии с Минобороны организуется республиканские лагеря и слеты военно-патриотической направленности. С 2022 года возобновлено проведение военно-спортивной игры ”Орленок“ на базе 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады.

 

  1. Оборонно-промышленный комплекс Республики Беларусь

”Оборонно-промышленный комплекс является одним из важнейших высокотехнологичных секторов белорусской экономики. Естественно, мы должны опираться на отечественного производителя вооружений“, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшемся 10 мая 2022 г. совещании по государственному оборонному заказу на 2022 год.

Оборонный сектор экономики представляет собой многофункциональный научно-производственный комплекс, способный разрабатывать и производить современные типы вооружений, военной и специальной техники, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию.

Справочно:

В систему Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь входят 46% организаций, имеющих научный статус.

Ежегодно проводится не менее 10 опытно-конструкторских работ по разработке новых образцов вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ).

Несмотря на беспрецедентное санкционное давление коллективного Запада работу оборонного сектора экономики нашей страны можно охарактеризовать как плановую и стабильную, ориентированную как на выполнение мероприятий государственного оборонного заказа, так и на выполнение обязательств по реализации внешнеторговых контрактов.

За последние три года предприятиями оборонного сектора экономики в Вооруженные Силы было поставлено более 3 тыс. единиц новых образцов ВВСТ и вспомогательного оборудования.

Отремонтировано и модернизировано более 70 образцов ВВСТ и более 500 единиц дополнительного оборудования (рулевые винты, двигатели для бронетехники, блоки РЛС и ЗРК и др.).

Широко известными отечественными брендами являются автоматизированные средства управления войсками и оружием холдинга ”АГАТ“, оптика ”Пеленга“ и БелОМО, тягачи производства МЗКТ. Признание на мировом рынке получили созданные белорусскими специалистами радиоэлектронные средства борьбы с беспилотными летательными аппаратами.

 

  1. Международное военное сотрудничество Республики Беларусь

Приоритетные направления международного военного сотрудничества:

обеспечение поддержания стратегического уровня международного военного сотрудничества с Российской Федерацией;

повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности, подготовка и участие в учениях ОДКБ, реализация положений Стратегии коллективной безопасности на период до 2025 года;

реализация целей многостороннего военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств, подготовка решений, выносимых на рассмотрение заседаний Совета министров, Координационных комитетов и Координационных совещаний государств – участников СНГ;

поддержание максимально возможного уровня военного сотрудничества с Китайской Народной Республикой;

расширение сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки;

расширение участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках ОДКБ;

стабилизация отношений со странами коллективного Запада с учетом национальных интересов.

Кроме того, в рамках предстоящего вступления Республики Беларусь в Шанхайскую организацию сотрудничества особое внимание уделяется участию в мероприятиях ШОС.

На фоне складывающейся в последний год военно-политической обстановки у границ России и Беларуси нашими странами приняты дополнительные эффективные меры по обеспечению безопасности Союзного государства.

На территории Беларуси поэтапно развертывается региональная группировка войск двух стран.

 

Справочно:

В числе последних масштабных мероприятий выделяются совместное оперативное учение ”Союзная решимость – 2022“ (01–20.02.2022), подготовка и слаживание совместной региональной группировки (четвертый квартал 2022 г.), совестное летно-тактическое учение (16.01–01.02.2023) на территории Беларуси.

Динамично развивается военно-техническое сотрудничество оборонных ведомств двух стран.

Справочно:

Например, заслуживает внимания ряд договоренностей сторон о передаче Вооруженным Силам Республики Беларусь наиболее перспективных образцов вооружения, в том числе полкового комплекта зенитно-ракетного комплекса С-400 и ракетного дивизиона оперативно-тактического ракетного комплекса ”Искандер“. Проведена работа по обучению белорусских специалистов эксплуатации данных комплексов (систем) вооружения.

Ведется работа по созданию трех учебно-боевых центров совместной подготовки вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации.

Республика Беларусь рассматривает ОДКБ в качестве гаранта международной и региональной безопасности, стабильности, а также защиты на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.

Стоит подчеркнуть, что в 2023 году функции председателя в ОДКБ выполняет Беларусь. Основополагающими целями в ходе белорусского председательства являются: на внутреннем контуре – повышение сплоченности государств-членов ОДКБ и урегулирование противоречий между ними в целях укрепления Организации, обеспечения безопасности и стабильности в зоне ее ответственности; на внешнем контуре – усиление роли и значимости ОДКБ в системе международных отношений, а также комплексное соответствие деятельности ОДКБ контексту региональной и глобальной безопасности.

Справочно:

Основным мероприятием, которое позволило оценить уровень взаимодействия при принятии решения о задействовании сил и средств коллективной безопасности, стала миротворческая операция Коллективных миротворческих сил ОДКБ на территории Казахстана в январе 2022 г.

В течение прошлого года проведен ряд мероприятий с участием белорусских военнослужащих: командно-штабное учение ”Взаимодействие – 2022“ с Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ; специальное учение ”Поиск – 2022“ с силами и средствами разведки; учение ”Эшелон – 2022“ с подразделениями материально-технического обеспечения войск (Коллективных сил) ОДКБ.  

Одним из направлений международного военного сотрудничества является участие армейских команд Вооруженных Сил Республики Беларусь в ежегодных Армейских международных играх (АрМИ). Часть конкурсов в рамках данных игр проводятся на территории Республики Беларусь. Наши команды традиционно находятся среди лидеров армейской олимпиады, традиционно занимая призовые места в общем зачете.

Справочно:

VIII ”Армейские международные игры – 2022“ прошли на трех континентах в 12 государствах. Белорусские военнослужащие приняли участие в 27 конкурсах из 34 заявленных. В копилке наших команд 25 медалей (4 золотые, 10 серебряных и 11 бронзовых) – лучшее выступление белорусской команды за всю историю АрМИ.

 

  1. Вклад Республики Беларусь в укрепление архитектуры безопасности и стабильности в мире

Республика Беларусь осуждает любой военный конфликт как средство реализации политики и придерживается принципа мирного урегулирования споров. Во главу угла белорусская сторона ставит принцип неделимости безопасности, в соответствии с которым нельзя строить чью-то безопасность за счет других.

Беларусь стала первым государством на постсоветском пространстве, добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием без каких-либо предварительных условий и оговорок (27 ноября 1996 г. в Россию был отправлен последний эшелон с межконтинентальными баллистическими ракета РС-12М ”Тополь“).

По этому поводу Президент А.Г.Лукашенко, выступая 13 октября 2022 г. в г.Астане на шестом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии отметил: ”И что мы получили взамен? Заверения вместо реальных международно-правовых гарантий, пустые, ничем не подкрепленные декларации вроде Будапештского меморандума (прим. – подписан 5 декабря 1994 г. в г.Будапеште на саммите ОБСЕ руководителями США, Великобритании и России), бесконечные попытки дестабилизировать ситуацию в спокойной трудолюбивой Беларуси.

Будучи с 1992 года полноправной участницей Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Беларусь вывела со своей территории 584 ракеты средней и меньшей дальности с последующей их ликвидацией на полигонах бывшего СССР.

По Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) от 1990 года Беларусью уничтожено 1773 боевых танка, 1341 боевая бронированная машина и 130 боевых самолетов, что составило более 10% вооружений и военной техники, ликвидированных всеми тридцатью странами-участницами ДОВСЕ.

Наша страна осуществляла активное взаимодействие в сфере общеевропейской безопасности с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Только в течение трех последних лет Глава белорусского государства выдвинул ряд масштабных инициатив, направленных на укрепление безопасности, снижение конфронтации и восстановление доверия между странами.

В частности, было предложено сформировать ”пояс цифрового добрососедства“ путем заключения международных соглашений об обеспечении информационной безопасности.

В целях заполнения правого вакуума, образовавшегося после прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности Глава белорусского государства выступил с инициативой о принятии многосторонней политической декларации стран о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе.

Беларусь исходит из того, что урегулирование современной ситуации в мире требует еще более широкого, чем Хельсинкский, – глобального международного переговорного процесса ”в духе Сан-Франциско“ (Сан-Францисская конференция 1945 года разработала Устав ООН), с идеей которого Президент нашей страны выступил в 2022 году.

Новое звучание приобретает еще одна широко известная белорусская инициатива об интеграции интеграций“. Развитие взаимодействия по линии ЕАЭС – ШОС – китайский проект ”Пояс и путь“, конвертация взаимного интереса к сотрудничеству ЕАЭС со странами Юго-Восточной Азии и других регионов будут способствовать и снижению конфликтного потенциала в мире.

Однако, к сожалению, в большинстве своем эти и другие белорусские мирные инициативы услышаны не были.

С ноября 2021 г. практическое сотрудничество Республики Беларусь с НАТО в военной сфере не осуществляется ввиду его приостановки по инициативе альянса.

Отдельные государства продолжают считать существующие механизмы контроля над вооружениями лишь способом для политизации проблем, игнорируя конструктивные посылы со стороны Беларуси и России. Отличительной чертой современной международной политики стал дефицит доверия.

 

 

 

****

 

Празднуя 105-летие Вооруженных Сил Республики Беларусь, мы преклоняем головы перед немеркнущими подвигами наших предков, в жестоких сражениях, отстоявших Отечество ценою собственных жизней, гордимся их самоотверженностью и несокрушимой силой духа.

Беларусь никогда не была и не будет источником зла и насилия. Неоспоримой ценностью для белорусов всегда выступал и выступает мир. Об этом свидетельствует вся наша многовековая история – ни одна из множества войн, проходивших на нашей территории, не затевалась по инициативе белорусского народа. Не случайным стало и объявление в Беларуси 2023 года Годом мира и созидания. В то время как наши западные и южные соседи бездумно втягиваются в воронку военного противостояния, мы прилагаем все возможные усилия для сохранения мира и спокойствия.

Но вместе с тем, мы никому не позволим покушаться на стабильность и достаток в общем белорусском доме.  В нашей стране сформированы необходимые условия для предотвращения либо нейтрализации различных угроз национальной безопасности. Белорусская армия способна сберечь Республику Беларусь и стать надежной опорой для союзников.

Президент А.Г.Лукашенко в Новогоднем обращении к белорусскому народу особо отметил: ”Всё в нашей жизни будет зависеть от каждого из нас. И от всех нас вместе. Если мы хотим жить в мире и безопасности, то прежде всего должны уважать и ценить труд людей в погонах, воспитывать детей патриотами своей страны и соблюдать закон“.

свернуть

Об итогах социально-экономического развития Минской области за пятилетний период 2018 - 2022 годов

Доля ВРП области в ВВП

 

Минская область вносит существенный вклад в развитие экономики страны: формирует около 19% (18,8%) валового внутреннего продукта республики (выше доля только г. Минска – 30,8%).

 

Удельный вес в общереспубликанских показателях

 

Организации области производят 20,5% объема промышленного производства страны и 26,4% – сельскохозяйственного (это – наибольшие значения среди регионов страны).

В Минской области привлекается наибольший объем инвестиций в основной капитал – 23,6% от инвестиций в республике, и больше всего строится жилья – 24,5% от всего объема введенного в эксплуатацию жилья в стране.

На долю области приходится 22,9% экспорта товаров республики, 17,6% розничного товарооборота республики (уступаем только г. Минску). Доля области в оптовом товарообороте – 14,3%, в грузообороте страны – 9,1%.

Итоги работы за 2018 – 2022 годы демонстрируют достаточно стабильное развитие экономики Минской области и подтверждают, что центральный регион страны динамично развивается.

Значения валового регионального продукта на одного занятого в экономике и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в Минской области уступает только г. Минску.

 

За январь – ноябрь 2022 г. ВРП на одного занятого в экономике Минской области – 48 194,8 рубля, г. Минска – 51 017,8 рубля.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2022 год по Минской области – 1611,9 рубля (112,4% к 2021 году), г. Минска – 2299,2 рубля (111,5%).

 

 

 

 

 Итоги работы за 2018 – 2022 годы

 

Важнейшей сферой деятельности, определяющей продовольственную безопасность страны, социальную стабильность в обществе и экспортный потенциал республики, является сельское хозяйство.

За последние пять лет хозяйствами всех категорий области обеспечен рост производства продукции сельского хозяйства почти на 8% (на 7,9%).

В 2022 году надоено более 2 млн. тонн молока. Достигнут наивысший уровень производства зерновых и зернобобовых культур – 2,2 млн. тонн. Производство картофеля увеличилось к уровню 2021 года на 11% (176,7 тыс. тонн), свеклы сахарной – на 2,7% (1275,2 тыс. тонн), рапса – на 13,4% (241,3 тыс. тонн), льноволокна – на 40,5% (8,3 тыс. тонн).

Сфере промышленности принадлежит ведущее место в экономике Минщины. Производство промышленной продукции занимает в валовом региональном продукте 37,3% (по итогам 2022 года).

 

Промышленность Минской области

 

Наиболее значимыми видами деятельности для области являются производство пищевых продуктов (удельный вес в областном объеме производства – 29,9%), химическое производство (16,3%), машин и оборудования (10,5%), металлургическое производство (9,1%), транспортных средств и оборудования (8,8%).

В структуре промышленного производства республики на долю Минской области приходится 100% калийных удобрений, 100% кровельной черепицы, около 100% легковых машин, около 97% самосвалов карьерных, более 55% уксуса, более 69% макаронных изделий, более 79% панелей и плит паркетных, более 53% сахара-песка, более 58% минеральных вод, более 42% безалкогольных напитков, более 60% кож дубленых и выделанных, более 35% трикотажных изделий и многое другое.

Многоотраслевой промышленный комплекс Минской области за прошедшие пять лет сделал значительный качественный шаг вперед. Опережающее развитие получили высокотехнологичные отрасли производства. Темп роста в производстве фармацевтической продукции составил 141,5% к уровню 2017 года, в производстве машин – 125,5%, транспортных средств – 167,3%, изделий из дерева – 122,2%.

Число промышленных предприятий в области составляет более 4 тысяч и по сравнению с 2017 годом увеличилось на 6,1%.

 

Существенный вклад в экономику области вносят организации: ОАО «Беларуськалий», ОАО «БелАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАЗ-холдинг», ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов», СЗАО «БЕЛДЖИ», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Борисовский мясокомбинат № 1», ООО «Велес-мит», ОАО «Завод горного воска», ОАО «Минское производственное кожевенное объединение», ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов», ОАО «Дзержинская швейная фабрика «Элиз», ОАО «140-й ремонтный завод», ОАО «Лесохимик», ОАО «Зенит-БелОМО», СООО «Лекфарм», ИУП «Косвик», СООО «Хенкель Баутехник», ОДО «Юлайн», СП ООО «Фармлэнд», предприятия компаний «Алютех», «Амкадор», «Марк Формэль» и др.

 

Развитие промышленности обеспечивается за счет реализации инвестиционных проектов, модернизации действующих производств.

В 2018 году СООО «АлюминТехно» запущена третья линия по производству комбинированных профилей.

В 2019 году ОАО «Крановый завод» (г. Слуцк) реализован инновационный проект – новое уникальное для Беларуси производство кранов мостового типа грузоподъемностью до 240 тонн.

В 2020 году ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» закончено строительство трёх резервуаров для отвода сиропа в ходе переработки сахарной свеклы. В трёх емкостях может храниться до 128 тысяч тонн свекловичного сахарного сиропа, из которого после переработки можно получить около 70 тыс. тонн сахара.

В 2021 году группой компаний «АЛЮТЕХ» открыт новый складской комплекс в пос. Привольный площадью более 17 тыс. кв. м. для хранения изделий трех производственных площадок.

Выпуск импортозамещающей продукции за 2018 – 2022 годы увеличен в 2 раза и по итогам 2022 года в рамках реализации Плана мероприятий по импортозамещению Минского облисполкома выпущено продукции на 1,8 млрд. долларов США по 163 товарным позициям.

Организации области в 2022 году поставляли свои товары на рынки 146 стран мира. Несмотря на определенные сложности, связанные с введением санкций, объем экспорта товаров Минской области в 2022 году превысил объемы экспорта 2017 года в 1,4 раза, обеспечено положительное внешнеторговое сальдо в размере 2,9 млрд. долларов.

 

Инвестиционная деятельность в Минской области направлена на привлечение ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов за счет внедрения современных технологий и разработок, в результате повышается конкурентоспособность выпускаемой продукции, расширяется экспортная база и производство импортозамещающей продукции.

Не представляется возможным перечислить и назвать всё, что было создано и построено за прошедшие пять лет. Привлечено 4,2 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций.

Реализовано 24 важнейших инвестиционных проекта.

Вот только несколько примеров.

В 2018 году – создание ООО «АмантисМед» производства лекарственных средств в г. Логойске. В результате реализации проекта создано 60 рабочих мест. Новое фармацевтическое предприятие построено в соответствии с актуальными требованиями GMP. Формы выпуска лекарственных средств – таблетки, капсулы, саше, спреи, ампулы, флаконы, преднаполненные шприцы. Продукция является импортозамещающей и экспортоориентированной. 

В пос. Гатово Минского района в 2019 году ОАО «БЕЛГИПС» построен завод по производству строительных материалов на основе гипса (инвестиции ООО «Корпорация «ВОЛМА», Российская Федерация), создано 210 рабочих мест. На новом заводе организовано производство пазогребневых плит, сухих строительных смесей, гипсокартонных листов, премиксов, вспученного перлита.

В 2020 году ООО «Белкалий-Мигао» совместно с китайской компанией Migao Corporation реализован проект по строительству завода по производству нитрата калия на промышленной площадке 4 рудоуправления ОАО «Беларуськалий» на территории Любанского района. Создано 144 новых рабочих места. Мощность производства – 80 тыс. тонн в год по нитрату калия, 62 тыс. тонн в год NK-удобрений гранулированных.

В Дзержинском районе ООО «ЛВЛ Эволюшн» введен самый крупный и современный завод по производству детского питания в Республике Беларусь, создано 92 рабочих места. На новом заводе организовано производство детского питания на основе овощей и фруктов, мясных и рыбных консервов, а также розлив соков и нектаров в упаковку тетрапак и стеклянную тару. Особенностью данного завода является возможность выпускать полную ассортиментную линейку продукции для детского питания во всех видах упаковки. Компания развивает собственный бренд «Ложка в ладошке».

Главным достижением Минской области стал запуск в 2022 году ЗАО «БНБК» нового производства комбикормов и аминокислот в Пуховичском районе в рамках проекта «Организация высокотехнологичного агропромышленного производства полного цикла на 2016 – 2032 годы». В результате реализации проекта создан крупнейший агропромышленный комплекс в Республике Беларусь с численностью работающих более 1800 человек. Налажено производство импортозамещающей продукции лизина сульфата, пшеничного глютена, треонина. Уровень загрузки производственных мощностей по комбикормам составляет 25,5%, премиксам – 14,4%, аминокислотам – 73,6%, глютену – 87,8%.

В Минской области реализуются мероприятия Государственной и областной инвестиционных программ, направленных на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, систем здравоохранения, образования и культуры, физкультуры и спорта.

За 2018 – 2022 годы в области построено 7 общеобразовательных школ и 20 дошкольных учреждений, современный кинотеатр и музей, 8 медицинских и 4 спортивных объекта, территориальный центр социального обслуживания населения со 100-процентной безбарьерной средой.

За пять лет введено почти 6 (5,8) млн. квадратных метров общей площади жилых домов, или 52,7 тыс. квартир. В том числе в сельской местности построено около 72% (71,6%) всего введенного жилья в области.

Обеспеченность населения области жильем выросла с 29,5 кв. метров общей площади на 1 жителя на конец 2017 года почти до 32 (31,9) квадратных метров на 1 жителя на конец 2021 года.

Отремонтировано 869 км республиканских и 2200 км местных автомобильных дорог. Введены в эксплуатацию участки автомобильных дорог Р-53 от г. Минска до г. Смолевичи, Р-23 от г. Слуцка до г. Солигорска и Р-80 от Мемориального комплекса «Курган Славы» до аг. Острошицкий Городок.

Выполнено более 20 тысяч км капитальных ремонтов линий электропередачи. Заменено 1,22 тысяч км провода на изолированные провода.

Обеспечен полный охват городского многоквартирного жилого сектора волоконно-оптическими линиями связи. Число абонентов услуги доступа в Интернет достигло более 440 тысяч.

Развитие внутреннего потребительского рынка обеспечивается преимущественно за счет высоких темпов роста объема розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы объектов торговли и общественного питания, развития новых форм и методов продажи товаров. За 2018 – 2022 годы розничный товарооборот области вырос в 1,3 раза.

В области уделяется большое внимание развитию предпринимательства. За 5 лет количество субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось более чем на 6 тысяч и составило 63,8 тысяч. Сегодня они формируют более 40% консолидированного областного бюджета и в формировании валового регионального продукта занимают около 30%. Налоговые поступления от субъектов малого и среднего бизнеса выросли в 2 раза и составили в 2022 году 2,5 млрд. рублей

На вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий в целом по области за 2018 – 2022 годы трудоустроено более 40 тыс. человек, или 15% от общего количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места в республике.

Обеспечивается поступательный рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы, которая за 2022 год составила 1611,9 рубля, или 112,4% к 2021 году (по итогам 2017 года составляла 812,9 рубля).

Реализация основных приоритетов социально-экономического развития области позволила обеспечить за 2018 – 2022 годы рост реальной заработной платы в 1,3 раза и сохранить уровень безработицы в социально допустимых пределах (0,1% от численности рабочей силы).

 

Программой социально-экономического развития Минской области на период до 2025 года определены основные направления укрепления экономического потенциала области: развитие реального сектора экономики, формирование новых «точек роста» на основе комплексного и эффективного использования потенциала и ресурсов региона, расширение источников получения доходов для населения и местного бюджета.

 

Совокупные поступления доходов консолидированного бюджета области за 2022 год увеличились к 2021 году на 17%. Впервые в 2022 году область имеет бездотационный бюджет.

 

Результаты развития области получили высокую и объективную оценку.

За достижение лучших показателей в сфере социально-экономического развития Минская область признана победителем соревнования и занесена на Республиканскую доску Почета по итогам 2018 года (Указ №160 от 29.04.2019), 2019 года (Указ № 136 от 22.04.2020), по итогам работы за пятилетие (2016 – 2020 годы, Указ №158 от 21.04.2021) и за 2021 год (Указ №153 от 26.04.2022).

Также были занесены на Республиканскую доску Почета за достижение высоких результатов в сфере социально-экономического развития:

за 2018 год – Минский район,

2019 год – Минский и Червенский районы,

2020 год – Несвижский и Логойский районы,

2021 год – Солигорский район.

 

Ключевые направления развития области

 

Дальнейшее развитие области направлено на достижение ключевой цели – обеспечение роста благосостояния населения за счет наращивания инвестиционной деятельности, максимальной загрузки производственных мощностей, снижения производственных затрат, стабильного обеспечения внутреннего рынка.

Приоритетным будет развитие следующих групп территорий:

районы на основе городов с численностью населения свыше 80 тыс. человек (Борисовский, Молодечненский и Солигорский районы);

отдельные регионы (согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2019 г. № 689) и другие сельские территории;

районы, включающие города-спутники г. Минска (Дзержинск и Фаниполь Дзержинского района, Логойск, Заславль Минского района, Руденск Пуховичского района, Смолевичи);

свободная экономическая зона «Минск», участки которой располагаются на территориях Минского, Смолевичского, Молодечненского, Дзержинского, Борисовского, Столбцовского районов и г. Жодино;

Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» (в котором на 1 января 2023 г. зарегистрировано 100 резидентов из 15 стран с объемом заявленных инвестиций 1,32 млрд долл. США и планами по созданию более 7,5 тысяч новых рабочих мест).

Значимый вклад в развитие области будет обеспечен за счет увеличения производственных мощностей и создания новых рабочих мест в результате завершения в 2023 году реализации следующих проектов:

создание комплекса по выращиванию 6000 тонн мяса индейки в год ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» при аг. Песочное в Копыльском районе;

строительство ООО «Эффективные системы упаковки» производственно-складского комплекса для организации цеха гофрации и упаковки на территории Минского района;

увеличение объема производства сыра с голубой плесенью на Нарочанском участке ОАО «Минский молочный завод № 1»;

создание иностранным унитарным предприятием «Реб-Фарма» производства по выпуску фармацевтической продукции в г.п. Смиловичи;

организация импортозамещающего производства кондитерских изделий ОАО «Кондитерская фабрика «СЛОДЫЧ».

 

Ключевыми в 2023 году станут инвестиционные проекты по созданию в каждой административно-территориальной единице области новых производств с численностью не менее 20 рабочих мест.

Основным результатом реализации поставленных целей и задач социально-экономического развития Минской области в 2023 году станет обеспечение роста валового регионального продукта на уровне 104,2% к 2022 году.

свернуть